Междисциплинарные исследования в наши дни дают удивительные результаты. Особенно ярко это проявляется на стыке генетики и лингвистики. Статистический анализ генетических маркеров, проведенный группой американских биологов и антропологов под руководством Николь Креанц (Nicole Creanza) и Меррита Рулена (Merritt Ruhlen), позволил показать, что гены не стоит напрямую соотносить с минимальными единицами языка — фонемами.

Антропологи проанализировали фонемы в нескольких тысячах языков и генетические маркеры более чем в двух сотнях человеческих популяций. Исследование показало, что связь между тем, как произносят звуки соседние народы с похожим набором генов, статистически существует, но языковые контакты сильнее влияют на изменения в языке, чем генетические факторы. Кроме того, группы людей, живущих изолированно, теряют генетическое разнообразие, а количество фонем в их языках может при этом и возрасти. Ученые также показали, вопреки проводившемуся в 2011 году исследованию группы Квентина Аткинсона (Quentin D. Atkinson), что количество фонем в языках уменьшается не по мере удаления из Африки, а по мере удаления от Северной Европы. Данные о своей работе американские антропологи опубликовали в свежем номере журнала PNAS.

Данные генетики и сравнительного языкознания часто сравнивают между собой: либо биологи используют материалы лингвистов для интерпретации своих данных, либо, наоборот, в языковых исследованиях применяются данные генетических замеров. Однако, как видно из работы группы Креанца и Рулена, результаты не всегда сопоставимы напрямую. По крайней мере, минимальные единицы языка и генетики ведут себя не совсем одинаково.

В данном случае, материалом для анализа послужили самые полные на сегодняшний день базы данных. Для инвентарей фонем была использована база, собранная Руленом для 2082 языков, и фонетическая база PHOIBLE (968 языков), а для генетических данных — база микросателлитов из 246 популяций. Выяснилось, что географически близкие группы людей имеют более похожий набор генов и фонем. Однако если для генетического материала такая закономерность прослеживалась на любом расстоянии, то для фонем — только на расстоянии менее 10 тыс. км (то есть примерно от Европы до Северной Америки).

При этом сходство генетического материала в разных популяциях зависело больше от того, насколько эти народы были удалены друг от друга географически, чем от сходства их фонетики. Только в Океании связь между сходством генов и сходством фонетических инвентарей несколько выше, чем связь их с расстоянием.

Кроме того, фонемы и гены по-разному ведут себя в регионах, где население в силу географических причин живет изолированно. В этом случае наблюдалось уменьшение генетического разнообразия, то есть большее сходство генов разных народов между собой (так называемый эффект основателя), при этом значимого изменения в схожести наборов фонем обычно не было видно.

Другим важным результатом исследования стало то, что наличие конкретной фонемы в инвентаре может быть одинаково хорошо предсказано как исходя из географического положения языка, так и из его положения на дереве родства языков. При этом наличие фонем несколько хуже предсказывается, если отталкиваться от генетических деревьев. Это, по мнению ученых, говорит о том, что возникновение конкретных фонем — более позднее явление, чем генетическое разнообразие.

Зависимость характеристик языка от географии наблюдалась и ранее. Так, недавно портал Научная Россия писал о том, что тональные языки развиваются чаще во влажном тропическом климате.