Исследование 101 породы выявило прочные связи между определенными видами поведения и генами, - пишет sciencenews.org.

Исследование показало, что легкость дрессировки определенных пород собак в значительной степени зависит от генетики. Например, как правило, бульдога сложнее тренировать, чем собак других пород.

Способность вашей собаки выучить новые трюки может быть в меньшей степени продуктом вашей подготовки в качестве дрессировщика, чем генетика.

Среди 101 породы собак ученые обнаружили, что определенные поведенческие черты, такие как способность к обучению или агрессия, чаще встречаются у генетически сходных пород. Это исследование является первым, которое исследовало широкий спектр разнообразия пород и обнаружило сильную генетическую предрасположенность.

«Как ни странно, все знают, что у разных собак разные поведенческие черты, - говорит Ноа Снайдер-Маклер, генетик из Вашингтонского университета в Сиэтле. - Но мы не знали, насколько их много и почему они существуют». Люди и собаки жили вместе по меньшей мере 15 000 лет (SN: 7/6/17). Но только в течение последних 300 лет селекционеры вывели такие виды, как чихуахуа и немецкие доги.

Так, Снайдер-Маклер и его коллеги рассмотрели, как ведут себя 101 порода собак, чтобы обнаружить генетическое сходство между породами, имеющими определенные черты личности.

Используя данные более чем 14 000 собак, описанных в опросе C-BARQ, исследователи дали каждой породе оценку по 14 различным видам поведения, а затем искали общие генетические черты среди пород, которые имели сходные оценки. В отношении таких признаков, как агрессия по отношению к незнакомцам, способность к обучению и погоня, исследователи обнаружили, что гены определяют от 60 до 70 процентов поведенческих вариаций среди пород. Например, у пуделей и бордер-колли были более высокие показатели по обучаемости, а у чихуахуа и такс – более высокая агрессивность по отношению к незнакомцам.

Уровень энергии и пугливость показали меньший генетический вклад, около 50 процентов, что позволяет предположить, что различия в окружающей среде или в обучении играют одинаково важную роль в формировании такого поведения.

«Такая сильная корреляция говорит о том, что это были черты, о которых люди исторически заботились и которые воспитывали», - говорит соавтор Эван Маклин, биолог из Университета Аризоны в Тусоне.

Затем исследователи искали конкретные генетические варианты, которые могли бы способствовать поведенческим различиям. По сравнению с тысячами вариантов, 131 выделился в значительную связь с поведением пород. Ни один ген не был в подавляющем большинстве случаев связан с каким-либо поведением, что позволяет предположить, что поведенческое разнообразие породы является результатом сложного взаимодействия многих генов в дополнение к экологическим различиям.

Хотя такое исследование не показывает, вызывает ли генетический вариант конкретное поведение, оно указывает на определенные варианты, которые требуют дальнейшего изучения этого вопроса.

Большинство из этих вариантов были связаны с генами, считающимися важными для неврологического развития и функционирования.

«Собаки - действительно полезные объекты для исследования генетики многих признаков и болезней, потому что поколения одомашнивания и разведения упростили их геномы», - говорит Альварес.

Уинн согласился с тем, что исследование ознаменовало собой важное событие для понимания того, как собаки получают определенный вид темперамента. Но «владельцы собак не должны думать, что личности их собак абсолютно врожденные и предопределенные», - говорит он. Все еще существует огромное количество вариаций среди отдельных собак. Таким образом, «к собаке лучше относиться как к личности, а не как к представителю своей породы».