Ученые из США генетически модифицировали морской микроорганизм, способный расщеплять в соленой воде пластик, в том числе полиэтилентерефталат (ПЭТ), который встречается повсюду: начиная от бутылок для воды и заканчивая одеждой, сообщает EurekAlert!. Открытие, описанное в журнале AIChE Journal, поможет решить проблему пластикового загрязнения морской среды.

Чтобы получить микроорганизм, разрушающий пластик, исследователи объединили два вида бактерий. Первая бактерия, Vibrio natriegens, процветает в соленой воде и очень быстро размножается. Вторая же бактерия, Ideonella sakaiensis, примечательна тем, что вырабатывает ферменты, которые позволяют ей расщеплять ПЭТ и поедать его.

Ученые взяли ДНК I. sakaiensis и выключили ее в плазмиду. Плазмиды — это генетические последовательности, которые могут распространяться (создавать свои копии) в клетке независимо от собственной хромосомы клетки. Другими словами, можно внедрить плазмиду в чужеродную клетку, и эта клетка будет выполнять инструкции, заложенные в ДНК плазмиды. Именно так и сделали в этой работе.

Введя плазмиду, содержащую гены I. sakaiensis, в бактерию V. natriegens, исследователи смогли заставить V. natriegens производить нужные ферменты на поверхности своих клеток. Затем исследователи показали, что V. natriegens может расщеплять ПЭТ в соленой воде при комнатной температуре.

Новый микроорганизм позволит в будущем справиться с загрязнением морских водоемов. Но перед этим предстоит решить еще несколько задач. «Во-первых, — отмечает Натан Крук (Nathan Crook) из Государственного университета Северной Каролины, — мы хотели бы включить ДНК I. sakaiensis непосредственно в геном V. natriegens, что сделало бы выработку ферментов, разлагающих пластик, более стабильной особенностью модифицированных организмов. Во-вторых, нам необходимо дополнительно модифицировать V. natriegens, чтобы он мог питаться побочными продуктами, которые он производит при расщеплении ПЭТ. Наконец, нам необходимо модифицировать V. natriegens, чтобы производить из ПЭТ желаемый конечный продукт – например, молекулу, которая является полезным сырьем для химической промышленности».