Используя различные генетические анализы, ученые определили ген, связанный с опухолью и удивительной окраской кожи леопардового геккона Lemon Frost, сообщает пресс-служба американского мединститута HHMI. Результаты работы опубликованы в журнале PLOS Genetics.

Леопардовых гекконов Lemon Frost с необычным окрасом начали разводить в 2016 году. На спине у него – желтые полосы, а из-под пятен на голове и хвосте выглядывает необычно белая кожа. У этих ярких рептилий только одна проблема. Примерно у 80% из них развиваются белые опухоли кожи в течение первых пяти лет жизни. У некоторых особей эти опухоли могут стать массивными, что затрудняет перемещение животных и может потенциально вызвать инфекцию в случае разрыва опухоли.

Ослепительные цвета многих животных, включая тропических рыб, хамелеонов и леопардовых гекконов, происходят из клеток, которые называются иридофорами. В отличие от клеток кожи человека, которые получают свой цвет от химического пигмента меланина, иридофоры создают цвет с помощью кристаллов. В зависимости от формы и структуры этих кристаллов и от того, как они изгибаются и отражают свет, кожа приобретает определённый окрас. У леопардовых гекконов расположение кристаллов обуславливает белый цвет.

Авторы исследования собрали ДНК 500 этих ящериц, а затем прочитали генетические «буквы» геномов животных. Они искали участки ДНК, которые можно было связать с определенными цветовыми вариациями – в частности, генетические указатели, которые встречались только у леопардовых гекконов.

Исследователи сопоставили признак Lemon Frost с областью, содержащей единственный ген, SPINT1. Ранее уже было установлено, что этот ген уже связан с раком у людей и других животных. Без функционирующего гена SPINT1 как у мышей, так и у рыбок данио, например, развиваются опухоли. Ученые также обнаружили, что этот ген является причиной меланомы кожи человека.

Возможно, что ошибки в гене увеличивают производство белых клеток в коже геккона и светоотражающих кристаллов внутри них, что придает гекконам характерную яркую окраску – и вызывает  опухоли.

[Фото: L. GUO ET AL./PLOS GENETICS 2021/STEVE SYKES]