Воистину мы не знаем, что творится в мире. Не только где-то там, в других странах. Прямо у нас под боком создается будущее, разрабатываются новые технологии, которые подчас намного более впечатляющие, чем те, что мы видим в футуристических кинофильмах. Причем речь идет не о тайных военных полигонах и огромных загадочных НИИ – нет, этим занимаются обычные люди. И мало того, что занимаются, они еще и набирают людей в команду. Заинтригованы? 

Тогда вперед! Открывал мир передовых технологий и нес нам свет ученья в эти выходные Geek Пикник – фестиваль науки, искусства и прогресса. Ученые, инженеры и деятели современного искусства объединились на этой площадке. Вместе они разворачивали вектор внимания человека из небольшого персонального мирка в большой мир и демонстрировали нам некоторые прелести и выгоды второго слова в названии нашего вида Homo Sapience.  

Фестиваль зародился в 2011 году в Петербурге. С 2014 года он проводится ежегодно как в Петербурге, так и в Москве, и при этом стремится выйти на международный уровень – в 2016 году он впервые прошел в Израиле. Слово «geek» - многозначное, но в данном случае употребляется как «фанат и энтузиаст в области современных технологий». Некоторая расплывчатость значения слова «geek» находит свое отражение в широкомасштабности фестиваля – глаза разбегались от разнообразия и обилия новой информации. Это было заметно по толпам бегающих от лектория к лекторию людей и по тому факту, что рядом с таким же разнообразным и впечатляющим фудкортом надолго никто не задерживался. 

Фестиваль - это лекции по науке, искусству и технологиям; впечатляющие арт-перформансы и «Тесла Шоу»; стенды стартапов; гонки дронов; полеты авиамоделей; бои роботов, собранных различными командами энтузиастов и призванные сразиться за звание самого свирепого куска железа. Казалось, что сюда пришли все, кто имеет отношение к современным технологиям – начиная от шатра музейного проекта «Станции Марс» и разработчиков игр в виртуальной реальности, развернувших на поляне мини-версии своих детищ, до стенда компании Splat, одного из спонсоров мероприятия. Чтобы влиться в тусовку, последние предлагали гостям посмотреть в VR-очках фильм о своей продукции. Как сказал главный режиссер фестиваля Андрей Андреев: «Наша цель – познакомить людей с наукой и технологиями. Настоящими и будущими». Но, на мой взгляд, самое интересное – это общение с живыми двигателями прогресса. Люди буквально сбивались с ног, пытаясь успеть послушать всех и мучительно выбирая, о чем они больше хотят узнать: о нейрофизиологии, искусственном интеллекте или о высокотехнологических способах самовыражения.

Висенте Гуаярт, главный архитектор Барселоны, рассказывал о столь важной для Москвы  и России вообще идее полицентричности. Все давно уже признали необходимость разбить мегаполисы на независимые части с множеством центров, в которых человек сможет реализовать основные свои потребности без необходимости регулярно ездить на другой конец города. 

Для таких крупных городов-миллионников как Москва, Нью-Йорк или Токио один из самых насущных и тяжелых вопросов – автомобильные пробки. Огромное количество автомобилей просто не помещается на дорогах, и Гуаярт уверен: город – не место для передвижения на личном авто. «Иметь машину уже через 50 лет будет чем-то очень странным. Это как иметь в доме свой собственный лифт», - говорит  он. У нас есть все ресурсы для создания доступной, удобной и более экологичной системы транспорта в мегаполисе, если мы разрушим стены между департаментами и различными транспортными компаниями и будем организовывать транспортное сообщение в городе сообща. Понятно, что это во многом вопрос государственного регулирования, а гости фестиваля в ответ на разумные доводы архитектора могут максимум что покивать головами и поаплодировать. Но Гуаярт не просто приехал покритиковать московские дороги: с недавнего времени он – руководитель Международной проектно-учебной лаборатории экспериментального проектирования городов в НИУ ВШЭ, и приглашал всех желающих сотрудничать и делиться с ним своими идеями. Так что, быть может, мы вместе придумаем, как сделать жизнь в городах лучше.

Рука Найджела Экланда

Рука Найджела Экланда

Найджел Экланд, один из нескольких в мире носителей бионического протеза BeBionic, радостно улыбается, демонстрируя собравшейся публике возможности своей алюминиево-титановой руки. Он хочет, чтобы люди с ампутированными конечностями имели возможность социально адаптироваться. Компания-производитель руки BeBionic хочет оставаться самым узнаваемым брендом на рынке протезов. Мы хотим узнать, что это за рука, любить ее или бояться, и насколько хорошо она заменяет настоящую. 

Найджел рассказывает свою историю и показывает, как он справляется с различными действиями. Он умный, приятный и весьма харизматичный человек. Кто-то в зале в шутку задумчиво произносит: «А что если все-таки отрезать себе руку?..» Я спросила у Найджела, стоит ли нам опасаться того, что бионические конечности в будущем станут чем-то вроде фетиша? 

 «Да, думаю, так и будет. И с этим ничего не поделаешь. Это как тату или пирсинг: я никогда не понимал, зачем. Да, моя искусственная рука – отличная штука, она светится в темноте, умеет поворачиваться на 360 градусов, а в будущем протезы станут еще лучше. И найдутся люди, которые будут готовы отрезать себе руку ради такого протеза. И вы не сможете запретить им это делать. Но, отрезав себе руку, человек поймет, что совершил большую ошибку, и что сменить статус, скажем, с «мистера Смита» на «мистера бионическая рука» - это не так уж и здорово», - ответил Экланд.

С травмы руки началась другая поистине впечатляющая история –  юного энтузиаста и изобретателя Ольги Левицкой.  Нейрофизиолог, проводящий эксперимент над своим телом и мозгом, Ольга по сути сама является экспонатом. Будучи студенткой, она травмировала руку, перерезав на ней нервы и сухожилия. Кисть потеряла чувствительность и была обездвижена. Не желая мириться с таким положением дел, Левицкая собрала вокруг себя команду инженеров и программистов и разработала чудо-перчатку. Перчатка является внешним аналогом нервной системы, передает импульсы с «живой» части руки на «неживую» и таким образом позволяет двигать кистью, несмотря на потерю чувствительности. Что-то вроде «внешнего» протеза.

Далее разработчики усовершенствовали перчатку: вторая версия позволяла снимать движения с руки одного человека в виде импульсов, и потом воспроизводить эти движения на чужой руке. Так возникла поразительная кибермионическая перчатка для обучения игре на музыкальных инструментах. Чтобы с ее помощью освоить игру на контрабасе ничего не чувствующей рукой, изобретательнице потребовалось 3 недели. 

Если с помощью перчатки можно добиваться таких впечатляющих результатов, то что если сделать целый кибермионический костюм? Команда создала такой образец в 2015 году. Его потенциал, судя по всему, велик и пока не до конца изучен, ровно как и побочные действия долгого его ношения. Ольга рассказывает о следующих изменениях, произошедших с ее телом: удивительная сила и ловкость, резкое похудение (30 кг за два месяца), биохимические показатели крови на уровне 15-летнего подростка. В то же время Левицкая указывает на специфические побочные эффекты: импульсивность, снижение веса сверх нормы, сложности с управлением своей физической силой, а также «молодое мышление». Хотя на первый взгляд такие побочные явления выглядят безобидно и даже замечательно, всё же долгосрочное действие такой нейростимуляции на организм пока слабо изучено. Поэтому обтянутая силиконом девушка-из-будущего чем-то схожа с первыми воздухоплавателями и изобретателями вакцины от чумы. 

 

Ольга Левицкая

Ольга Левицкая

Сейчас Cyber Suits, компания Ольги Левицкой, работает сразу над несколькими применениями костюма: воспроизведение ощущений для полного погружения в виртуальную реальность, использование технологии для реабилитации пациентов после инсульта, смарт-фитнес и похудение. В перспективе не менее амбициозные цели – активное управление эмоциями и даже передача мыслеобразов на расстоянии. 

Можно много рассказывать о том, каким интересным было мероприятие. В целом, важность проведения такого фестиваля хорошо обозначил один из лекторов, основатель проекта Future Foundation, Петр Левич. В далеком прошлом все свое время мы проводили в выживании и добывании пищи. С постепенным отмиранием необходимости постоянного выживания люди вынуждены искать новые смыслы своей деятельности и своего существования. Вероятно, машины скоро возьмут на себя достаточно большую часть нашей рутинной деятельности. И может оказаться, что самый важный и самый ценный ресурс – человек – лишенный своей привычной работы, направленной на выживание, не будет знать, чем себя занять. Наш XXI век, похоже, есть переходный мостик от «выживательного» образа жизни к новому, и нам по этому мостику надо успешно пройти. Не свернув случайно не туда. В войну, в бессмысленное противостояние друг другу, в уничтожение экологии. 

Мы открыты для сотрудничества! Нам нужны кадры! Нам нужны новые идеи! – такие фразы произносила добрая половина всех докладчиков. Хотя бы одна Ольга Левицкая взаимодействует с врачами, психологами, физиологами, инженерами, программистами, музыкантами. И вот такой фестиваль, демонстрирующий многообразие возможностей для применения человеческого потенциала, может помочь нам по-новому, взглянуть вокруг себя и понять: каждый может сделать мир лучше.