Группа астрофизиков под руководством Евгения Чуразова из Института космических исследований РАН опубликовала в журнале Nature статью, посвященную анализу гамма-излучения сверхновой SN2014J (тип Ia). В числе авторов статьи, кроме Чуразова,  Рашид Сюняев, Сергей Гребенев, Сергей Сазонов (ИКИ РАН, МФТИ), Николай Чугай (ИНАСАН), а также зарубежные ученые.

Считается, что сверхновые типа Ia возникают из-за термоядерного взрыва или одного углеродно-кислородного белого карлика в результате перетекания на него вещества с другой звезды и достижения предела массы в 1,4 массы Солнца. Или же они возникают в результате слияния двух белых карликов. До сегодняшнего дня у ученых не было возможности в деталях изучить процессы, происходящие сразу после взрыва, — в частности, не было информации о том, какое гамма-излучение возникает при образовании сверхновой. Связано это с тем, что до сих пор такие взрывы не происходили в зоне, доступной для обследования орбитальными гамма-телескопами. Предыдущий взрыв сверхновой этого типа в 2011 году произошел почти в два раза дальше.

В ходе исследования ученые обнаружили, что радиоактивное излучение кобальта оставалось сильным, как и было предсказано, во время всего периода их наблюдения за звездой (наблюдение имело место с 31 января по 24 апреля и с 27 мая по 26 июня). Кроме того, было выявлено, что звезда, в отличие от сверхновых типа II (которые образуются из-за коллапса ядра), испускала и радиоактивное никелевое излучение. По подсчетам ученых, масса кобальта на 75-й день составляла порядка трети массы Солнца, а начальная масса никеля (если сделать поправку на то, что никель со временем в ходе реакций дает кобальт) — около 60% солнечной массы.

Исследование гамма-излучения проводилось при помощи космического телескопа ИНТЕГРАЛ. Кроме того, учитывались и данные γ-излучения, полученные для этого участка неба примерно за год по вспышки.

Астрофизики говорят, что их наблюдения практически полностью согласуются с прогнозом для этого типа звезд. Поэтому работа российских ученых вносит большой вклад в решение вопроса о происхождении таких сверхновых.

Читайте также сегодня на нашем сайте интервью с ведущим автором этого исследования Евгением Чуразовым.

Фото: UCL/University of London Observatory/Steve Fossey/Ben Cooke/Guy Pollack/Matthew Wilde/Thomas Wright, CC BY 3.0Wikimedia Commons