Академик Эрик Галимов, опубликовавший 11 апреля открытое письмо с резкой критикой деятельности Федерального агентства научных организаций, был уволен с поста директора Института геохимии решением руководителя ФАНО Михаила Катюкова. Об этом сообщал сайт Полит.Ру. Но после серии переговоров с участием главы РАН академика Фортова «стороны» пришли к соглашению.
В результате встречи, состоявшейся в среду, 22 апреля, приказ ФАНО об увольнении Галимова был отменен и подписан другой — о расторжении трудового договора ФАНО с директором Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского РАН Эриком Михайловичем Галимовым с 12 мая 2015 года. До тех пор Институт и ФАНО должны договориться о мерах по улучшения управления институтом и, в частности, решению проблемы с научным судном «Борис Петров», а также создать собственно позицию научного руководителя Института — которую и займет академик Галимов после ухода с поста директора. Михаил Котюков сообщил даже, что его ведомство попросит РАН объявить благодарность Галимову за большой вклад в науку и многолетнее руководство институтом.
В приказе, подписанном Катюковым 13 апреля, говорилось об увольнении Галимова «в связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора». Напомним, что в собственность ФАНО передано все имущество Российской академии наук, однако на управление им пока наложен мораторий, который в декабре 2014 г. был продлен еще на один год.
Решение ФАНО вызвало крайне негативную реакцию у сотрудников института. «В приказе об увольнении академика Э. М. Галимова не представлено какого-либо обоснования, не высказано претензий к директору, возглавлявшему институт свыше 20 лет и внесшему огромный личный вклад в развитие важнейших научных направлений, — гласит решение собрания коллектива от 16 апреля. — Не может оставить нас равнодушными и морально-этическая сторона вопроса, поскольку приказ был издан в период тяжелой болезни Э. М. Галимова, находящегося на лечении [ученый получил инфаркт и перенес операцию на сердце — Научная Россия], о чем было хорошо известно руководству ФАНО».
Председатели региональных отделений РАН отправили телеграмму президенту РАН, академику Владимиру Фортову, где выразили «крайнюю озабоченность» последними действиями ФАНО по увольнению ведущих ученых с постов директоров успешных российских академических институтов и научных центров, а также курсом, который ФАНО, по мнению ученых, взяло на фактическую ликвидацию научных учреждений и научных центров РАН в регионах. При этом «решения готовятся и принимаются в ФАНО без предусмотренного имеющимися регламентами согласования с РАН и ее региональными отделениями», — отметили ученые. В завершении письма они назвали действия ФАНО по реструктуризации отечественной науки «односторонними и разрушительными», потребовали соблюдения законодательства и предложили посвятить этим вопросам ближайшее заседание Президиума РАН.
Деятели российской науки не сомневаются, что истинной причиной увольнения академика Галимова стало его открытое письмо от 11 апреля, в котором он резко критикует ФАНО за бюрократизацию научного процесса и равнодушие к реальным нуждам ученых и интересам науки.
«Если до организации ФАНО я публиковал не меньше 6-8 статей в год, то в 2014 году у меня вышла 1 статья. Беспрецедентный бумажный поток захлестнул институт. Огромные силы и нервы уходили на преодоление непробиваемой бюрократии в, казалось бы, очевидных вопросах», — писал, в частности, теперь уже бывший директор Института геохимии в своем письме, полный текст которого приводит Агентство Политических Новостей.
Галимов назвал ярким примером деятельности ФАНО историю с научно-исследовательским судном «Академик Борис Петров», закрепленным как раз за Институтом геохимии. «Это судно более года после капитального ремонта простаивает в китайском порту Тяньцзинь из-за волокиты по любому вопросу и нежелания ФАНО предпринять практические действия для перехода к эксплуатации судна. В результате накопился огромный долг перед китайской верфью плюс долг перед компанией, выполнившей ремонт». По свидетельству Галимова, вместо того, чтобы вместе с учеными решать проблему, федеральное агентство присылало в институт внеплановые комиссии по проверке его деятельности и даже обратилось в прокуратуру с просьбой проверить нарушения в действиях сотрудников института по управлению судном.
Академик также пожаловался, что, когда он находился на больничном после инфаркта, чиновники ФАНО пытались обвинить его в неявке на работу.
«Пишу это письмо накануне Пасхи и выражаю надежду, что испытание, наложенное на нас, видимо, за наши грехи, в виде ФАНО, благополучно завершится» — так закончил Эрик Галимов свое письмо. Однако, как мы видим, результат демарша авторитетного ученого оказался совершенно иным: увольнение с выплатой компенсации в размере трех месячных окладов.