Каждые несколько минут пара черных дыр врезается в друг друга, сливаясь в одну – более крупную. Австралийские ученые разработали новый способ, который поможет «прослушивать» эти космические события, – сообщает портал eurekalert.org.

Когда черные дыры сталкиваются, от них расходится мелкая «рябь», которая распространяется в пространстве-времени со скоростью света, – гравитационные волны. Поймать их могут лишь специальные детекторы, которые «слышат» волну: они фиксируют ее в виде характерного потрескивающего звука.

Всего ученые зарегистрировали шесть случаев «космического ДТП»: шесть раз они поймали гравитационные волны, образовавшиеся от слияния черных дыр (один раз – от слияния нейтронных звезд). Все они были обнаружены с помощью детекторов коллоборации LIGO (США), а в прошлом году – и обсерватории VIRGO (Италия).

Однако подобные столкновения происходят более 100 000 раз в год – и техника, которая используется в этих обсерваториях, не способна распознать более слабые сигналы. Ученые из Университета Монаша и Центра обнаружения гравитационных волн ARC (OzGrav) разработали новый, более чувствительный, метод, который сможет отследить больше таких событий и открыть тысячи ранее не известных черных дыр, распознавая их слабые «голоса» в бескрайнем бесшумном «море».

Исследователи отмечают, что измерение гравитационно-волнового фона позволит отследить «популяции» черных дыр на огромных расстояниях. «Когда-нибудь техника даст нам возможность увидеть гравитационные волны от Большого взрыва, скрытые за гравитационными волнами от черных дыр и нейтронных звезд», – подчеркнул доктор Эрик Трэйн, один из главных разработчиков. Он и его коллега Рони Смит были в составе команды, которая обнаружила слияние нейтронных звезд, и стали участниками знакового события, которое произошло в 2015 году, – когда впервые поймали гравитационные волны.

Исследователи смоделировали слабые сигналы черных дыр, собирая огромный массив данных. В итоге они убедились, что – в пределах сымитированных данных – присутствуют свидетельства слияния черных дыр. Доктор Смит настроен оптимистично: он надеется, что новый метод сработает и с реальными данными. По словам автора, он в тысячу раз чувствительнее существующих аналогов.

Астрофизики также получат доступ к новому суперкомпьютеру стоимостью 4 миллиона долларов, который был запущен в прошлом месяце в Технологическом университете Суиберна (Австралия). Компьютер под названием OzSTAR будет использоваться учеными для поиска гравитационных волн в исследованиях LIGO.

[Иллюстрация: Reuters]