Физики Приморья обнаружили свойство вихревых лазерных импульсов создавать металлические наноиглы

Выявленный эффект может расширить возможности лазерной печати и позволит создавать принципиально новые  наноструктуры с помощью оптических вихрей

Ученые Дальневосточного федерального университета и Дальневосточного отделения Российской академии наук обнаружили новое свойство вихревых лазерных импульсов создавать металлические наноиглы, сообщает РИА Новости. Выявленный эффект может расширить возможности лазерной печати, позволит создавать принципиально новые  наноструктуры с помощью лазерных импульсов. Результаты исследования опубликованы в серии статей в авторитетных научных журналах Optics ExpressApplied Physics LettersACS Applied Materials and Interfaces.

Как сообщил научный сотрудник кафедры теоретической и ядерной физики Школы естественных наук ДВФУ Александр Кучмижак, группой ученых ДВФУ и ДВО РАН проведена серия экспериментов по микроскопической печати на металлических пленках из золота и серебра оптическими вихрями  — особыми лазерными импульсами. Под воздействием лазера на поверхности пленок появлялись конусообразные формы с размером у основания менее 1 микрона и толщиной "острия" от 10 до 20 нанометров.

При этом получившиеся металлические наноконусы оказались закрученными в направлении вращения облучающего их оптического вихря.

"Оптический вихрь — один из наиболее интересных видов лазерных пучков. Особенность в том, что его волновой фронт при распространении в пространстве вращается подобно сверлу. При воздействии на металлическую пленку он плавит ее в точке импульса и вытягивает из нее микроскопическую иглу, закрученную в направлении вращения вихря. Изучению физических свойств этого процесса мы посвятили специальное исследование", — рассказал Александр Кучмижак.

металлические наноиглы оптические вихри