Специалисты из лаборатории теории наноструктур Научно-исследовательского физико-технического института Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (НИФТИ ННГУ) совместно с коллегами из МГУ имени М.В. Ломоносова и Московского технического университета связи и информатики разработали модель сверхпроводникового нейрона. Результаты исследования опубликованы в журнале Symmetry.

В основе предложенного прототипа лежат макроскопические квантовые эффекты в наноструктурах из сверхпроводниковых материалов. Благодаря применению сверхпроводниковой адиабатической логики, нейрон тратит в сто раз меньше энергии, чем его полупроводниковые аналоги, производя в тоже время обработку данных со скоростью в 10-100 раз выше. Кроме того, он занимает гораздо меньше места, чем полупроводниковый вариант.

«Сейчас предлагаются прототипы для классических и квантовых нейронных сетей, идёт разработка квантового интеллекта, и в этом направлении наша схема имеет хорошие перспективы. Сверхпроводниковые решения уже отлично себя заявили, как базовые блоки квантовых компьютеров, а сверхпроводниковая адиабатическая логика, используемая в нашей работе, работает и применяется для квантовых систем», - пояснила заведующий лабораторией Теории наноструктур НИФТИ ННГУ, автор исследования Марина Бастракова.

Область применения таких нейросетей очень широка: борьба с интернет-мошенничеством, распознавание космических объектов, анализ больших массивов данных, оптимизация тех или иных процессов и многое другое.

В дальнейшем, ученые ННГУ планируют начать работу над созданием «квантового нейрона» и «квантовой нейронной сети».

Источник фото: Robina Weermeijer on Unsplash