Лаборатория физики высоких энергий МФТИ официально вошла в коллаборацию CMS в CERN. Ученые из физтеха будут не только участвовать в исследовательской деятельности, но и займутся созданием усовершенствованной модели адронного калориметра, сообщается на сайте университета.

Этот прибор, предназначенный для измерения полной энергии высокоэнергичных частиц, российские ученые предлагают создать по новой технологии — на основе сцинтиляторных пластин и кремниевых фотоумножителей. Работа над прототипом детектора уже ведется МФТИ совместно с ОИЯИ (Дубна) и МИФИ (Москва). Прибор должен выдерживать более высокие светимости и быть более стойким к радиационным воздейтвиям, чем используемый в настоящий момент.

Исследовательская работа физиков из МФТИ в составе коллаборации будет, в первую очередь, сосредоточена на изучении физики ароматов (flavor physics) и поиске Новой физики в распадах тяжелых адронов.

Лаборатория физики высоких энергий давно работает на ускорителе КЕКВ в Японии, ученые уже участвуют в коллаборациях Belle и Belle2 в Японии. Кроме того, по словам заведующего лабораторией физики высоких энергий, проректора МФТИ Тагира Аушева, многие из выпускников университета уже работают в CERN, представляя там институты всего мира, но сам МФТИ до этого момента не был представлен там как организация.

Установка CMS, именем которой назван весь эксперимент и коллаборация, расшифровывается как Compact Muon Solenoid, это огромный детектор частиц, с помощью которого ученые LHC (Large Hadron Collider, т.е. Большой адронный коллайдер)исследуют процессы, происходящие при высокоэнергетических столкновениях протонов и ядер. С помощью детектора с беспрецедентной точностью измеряются свойства ранее обнаруженных частиц для более полного их описания.