24 декабря в павильоне «Рабочий и Колхозница» на ВДНХ открывается выставка, посвященная 75-й годовщине первого советского атомного реактора Ф-1.
Среди экспонатов — оригинальные отчеты и рассекреченные документы из архива НИЦ «Курчатовский институт», предметы из коллекций Политехнического музея, приборы и научное оборудование 1940-х годов, архивные фотографии и публикации.
На выставке «Ф-1: феноменально первый. Атомный проект, который изменил мир» можно будет узнать, например, какой была форма строителей первого советского атомного реактора, как выглядел рабочий стол руководителя атомного проекта Игоря Курчатова, какую роль в ядерной гонке СССР и США сыграли ученые и службы разведки. Экспозиция открыта с 24 декабря в павильоне «Рабочий и Колхозница» на ВДНХ. Событие, изменившее мировую науку состоялось 25 декабря 1946 года. Пуск Ф-1 стал воистину эпохальным событием: было экспериментально доказано, что наши ученые могут осуществить управляемую самоподдерживающуюся цепную реакцию деления урана.
В первом зале «Предчувствие» посетитель погружается в атмосферу университетской лаборатории. Представлены редкие книги, измерительные приборы начала 1940-х годов, научные статьи того времени. Экспозиция второго зала, получившая название «Атомная гонка. Люди и события», повествует о создании лаборатории № 2, а также о международном соперничестве, развернувшемся у истоков атомной энергетики. Тут можно узнать подробности об уникальной операции разведки «Энормоз», направленной на то, чтобы проникнуть в тайны «манхэттенского проекта».
“Внешняя разведка сообщала руководству страны о том, что в лабораториях за рубежом создается некое чудовищное оружие, поэтому и название такое — «Энормоз», от английского «чудовищный». Нужно было возобновлять свои собственные работы, потому что советская школа ядерной физики находилась на высоком уровне. И сообщения разведки очень вовремя подтолкнули руководство страны к ключевым решениям. В это время в США эмигрировало большое количество ученых из Европы, которые бежали от войны. Многие бежали из Германии из-за гитлеровского режима. И они принимали участие в «манхэттенском проекте», который был огромен по своему масштабу. Там участвовало больше 100 тыс. человек, тогда как в нашей маленькой секретной лаборатории работало всего 100 человек. Наши ученые смогли достигнуть высочайших результатов и, можно сказать, победить в этой гонке, — рассказала ведущий специалист отдела по культурно-просветительской деятельности НИЦ «Курчатовский институт» Алиса Беклямишева.
В третьем зале «Выбор приоритетов. Графит или вода» представлены материалы об исследованиях и опытах, которые начались в обычной военной палатке на полигоне на северо-западе Москвы. Тут можно узнать о том, как проходило строительство реактора, увидеть лабораторный журнал, в котором есть фотографии самих строителей, личности которых были засекречены. Тут представлена и их одежда: телогрейки, валенки, грубые холщовые рукавицы. В отдельной комнате по соседству находится рабочий стол самого Игоря Курчатова. Тут можно увидеть его личные вещи. Например, письменные принадлежности, блокнот, личный секундомер.
“Но, пожалуй, самое главное — это черновики доклада Сталину, где Курчатов предлагает назначить куратором атомного проекта Лаврентия Берию. Дело в том, что нужно было ускорить его реализацию, и Игорю Васильевичу необходима была государственная поддержка. Лаврентий Павлович её оказал, и атомный проект получил высший государственный приоритет”, — сообщила Алиса Беклямишева.
Четвертый зал «Решающий эксперимент. Пуск» погружает посетителя в волнующую атмосферу первого запуска Ф-1. Для этого тут представлена аудиоинсталляция, которая дает возможность познакомиться с участниками эксперимента. В центре зала представлен уникальный макет реактора, сделанный специалистами Политехнического музея.
В пятом зале «На службе науки и общества. Наследники Ф-1» можно увидеть плоды того самого первого пуска. “Результатом «манхэттенского проекта» стало создание смертоносной бомбы, и после её запуска он быстро закрылся. А отечественный проект начал развиваться в гражданскую сторону. Северный морской путь, наши ледоколы и многое другое — это всё связано с пуском первого реактора ”, — подчеркнул куратор выставки, представитель департамента выставок Политехнического музея Сергей Рыков.
Автор: Дарья Картушина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев