Если есть частица, то ее можно обнаружить...

Согласно теории Большого взрыва, наш "большой мир" возник из маленькой частицы. Учёные продолжают раскрывать всё более подробные детали, как именно это произошло. Одно из важнейших открытий устройства микромира - бозон Хиггса - ключевой элемент Стандартной модели.

В 1960-х годах британский физик-теоретик Питер Уэр Хиггс предложил механизм, который объясняет происхождение массы элементарных частиц, в частности, векторных W- и Z-бозонов. Когда ученый впервые прислал свою статью в журнал Physical Review Letters, ее отклонили из-за отсутствия возможности проверить какие-либо из предсказанных эффектов экспериментально. Тогда он добавил упоминание о существовании одного или нескольких массивных скалярных бозонов, связанных с постулируемым полем (если есть частица, то ее можно обнаружить...). Так впервые и возникло упоминание бозона Хиггса, - сообщает ТАСС.

Чтобы исследовать структуру вещества на субатомном уровне и ответить на вопросы физики высоких энергий, был построен ЦЕРН и его высокотехнологичная установка - Большой адронный коллайдер (БАК).

Разогнав пучки протонов в 27-километровом тоннеле коллайдера, ученые обнаружили частицу, поразительно схожую с описанным бозоном Хиггса. 4 июля 2012 года сотрудники ЦЕРНа пришли к выводу, что бозон Хиггса можно считать открытым. В следующий, 2013 год они подтвердили, что это именно он, а не другой объект.

Как сообщает портал "Элементы", это открытие нового типа материи, поскольку ранее физики изучали частицы вещества (электроны, протоны и другие), или частицы - переносчики взаимодействия, кванты силовых полей (фотоны, глюоны...). В отличие от них, бозон Хиггса не является ни тем, ни другим, представляя собой «кусочек» хиггсовского поля, совсем иную субстанцию.

Бозон Хиггса - стал одним из немногих примеров в физике частиц, когда эксперимент подтверждает теорию. Там чаще происходит наоборот: исходя из данных эксперимента, формируется определенное теоретическое знание. Можно считать, что обнаружить бозон удалось благодаря осведомленности о его свойствах. А сам Питер Уэр Хиггс не ожидал, что его теорию подтвердят прижизненно. В 2013 году он и Франсуа Энглер получили Нобелевскую премию за предсказание этого бозона.

Источники:

В экспериментах на Большом адронном коллайдере найдены 4 новых субатомных частицы. Популярная механика

Бозон Хиггса. Википедия

Хиггсовский бозон: открытие и планы на будущее. Элементы