Авторитетный экологический журнал Ecologica Montenegrina, специализирующийся на публикации результатов по исследованию глобального биоразнообразия, представил совместную исследовательскую работу энтомологов Алтайского государственного университета и Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.

В существующем объеме различных групп животных (более двух миллионов биологических видов) почти не осталось полностью белых пятен, однако они еще есть. К таким совершенно непознанным группам относится небольшое семейство ярких тропических бабочек Метарбелид (Metarbelidae).

Несмотря на то что некоторые представители семейства Metarbelidae являются опасными вредителями ценных пород древесины Африки и Юго-Восточной Азии, таких как какао, цитрусовые, манго, рамбутан, маниока, систематика и распространение данного семейства бабочек до сих пор практически не изучены.

Так, если фауной метарбелид Африки в последние годы активно занимается немецкий энтомолог Инго Леман, то к изучению биоразнообразия тропических регионов Азии, которое пока совершенно не систематизировано, приступил профессор кафедры экологии, биохимии и биотехнологии Института биологии и биотехнологии Алтайского государственного университета, доктор биологических наук Роман Викторович Яковлев.

Благодаря гранту РФФИ 18-04-00440 Роман Викторович посетил ряд крупных музеев, в частности Британский музей естественной истории в Лондоне, Парижский музей естественной истории, энтомологические собрания Германии, где исследовал все имеющиеся материалы по группе. Также важными были работы в музеях Бельгии, Голландии, Австрии, Швеции, Индии, проведенные ранее Романом Викторовичем и его коллегой из Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, д.б.н., профессором Вадимом Викторовичем Золотухиным. В российских учреждениях метарбелиды практически не представлены.

Результатом работ ученых стало опубликование первой части ревизии Метарбелид азиатской фауны в авторитетном научном издании Ecologica Montenegrina.

В этой статье приводятся известные данные по истории изучения, биологии и морфологии представителей семейства, а также описаны два новых рода и четыре новых вида для науки из Лаоса, Вьетнама, Таиланда и Мьянмы, даны детальные изображения всех рассмотренных видов, карты их распространения.

«Исследование биоты и экологии тропических регионов земного шара сейчас является одним из важных приоритетов современной биологической науки, примерно так же, как и изучение мирового океана и уязвимых ценозов Арктики. Надо понимать, что 90% всего биоразнообразия, включающего тысячи хозяйственно важных представителей флоры и фауны, сосредоточено в тропических регионах. К сожалению, исторически доля российских ученых в изучении богатейших биот тропиков была невелика. Пальма первенства здесь принадлежит исследователям из Европы и США. Очень приятно, что в последние десятилетия у российских биологов появилась возможность проводить качественные исследования в Африке, Юго-Восточной Азии и Америке», - подчеркивает Р.В. Яковлев.

Всего, по словам ученого АлтГУ, сейчас известно 34 вида метарбелид в тропиках Азии, но общее биоразнообразие группы оценивается в 60-70 видов, что станет понятно лишь после полной ревизии семейства.

Информация и фото предоставлены пресс-службой АлтГУ