Ускорить процесс постижения новых знаний, казалось бы, можно только через внутреннюю мотивацию. Однако, открытие, произошедшее в стенах лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ, показало, что «помочь» мозгу можно через внешнее воздействие.

Исследователи пришли к выводу, что транскраниальная электрическая стимуляция (ТЭС) определенных участков мозга помогает лучше усваивать новую информацию – неизвестные и абстрактные слова, - сообщает пресс-служба университета.

Транскраниальная электростимуляция (ТЭС) - «неинвазивное воздействие на ткани мозга постоянным током — к конкретным местам на голове пациентов или испытуемых прикладывают электроды, создающие слабое электрическое поле», говорится в источнике. Процесс построен так: активный электрод передает один из видов заряда – положительный (именуется также анодная стимуляция) или отрицательный (катодная стимуляция). Согласно научным данным, анодная ТЭС влечет деполяризацию нейронов, что способствует их возбуждению в процессе получения неизвестных ранее знаний. Иначе действует катодная ТЭС, она препятствует возбудимости нейронов. Логично предположить, что это препятствует усвоению новой информации, но ученые из СПбГУ доказали, что с речью (более сложная когнитивная функция) процесс происходит иначе.

Для этого был проведен эксперимент. Испытуемых поделили на три группы. На зону Вернике (часть коры мозга, отвечающая за восприятие речи) двух групп воздействовали катодной или анодной стимуляцией. Последняя же группа получала псевдостимуляцию – ток не подавался вовсе. Затем им было предложено запоминать новые слова: конкретные и абстрактные (составленные из двух редких слов русского языка). Их значение необходимо было выявить из историй. Результаты такой деятельности оценивали сразу после запоминания и на следующий день.

Испытуемые, которые получили анодную и даже псевдостимуляцию, имели результаты по усвоению абстрактных слов хуже, чем в первый день. Ученые объяснили это обычным процессом, который именуется естественным забыванием. Удивительно, что этого не случилось с теми, кто получал катодную стимуляцию. Также, как отметили исследователи, обе стимуляционные группы оказались в целом более успешными по сравнению с группой, получившей псевдо-стимуляцию.

По словам научного сотрудника лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ Дианы Курмакаевой, полученные данные могут быть актуальны при реабилитации людей после травм.

Фото на странице: Robina Weermeijer / Фотобанк Unsplash