Глобальные последствия пандемии коронавируса заставили вновь обратить внимание на возникающие инфекционные заболевания. Исследователи из университета Осаки (Osaka Metropolitan University) добились больших успехов в борьбе с пневмококковой пневмонией, одной из основных причин смертности от респираторных заболеваний во всем мире, сообщается на сайте Японского государственного университета. Результаты исследования были опубликованы в журнале Inflammation and Regeneration.

Несмотря на существование вакцин против пневмококковых инфекций, таких как средний отит, синусит и менингит, распространенность пневмококковой пневмонии остается высокой. В настоящее время выявлено около 100 новых серотипов Streptococcus pneumoniae, рост числа пневмококковых инфекций, не охваченных вакциной, вызывает обеспокоенность. Такая ситуация подчеркивает необходимость создания более универсального препарата.

Опираясь на предыдущий успех в области мукозальных реакций в 2019 году, в ходе которого ученые разработали вакцину для слизистой оболочки, исследовательская группа Высшей школы медицины Университета Осака Метрополитен поставила перед собой задачу устранить пробел в эффективности вакцины против пневмококковой пневмонии.

Чтобы разработать новый препарат, ученые объединили запатентованную технологию мукозальной вакцины с поверхностными белками пневмококка, которые могут охватывать широкий спектр серотипов. Эксперименты, проведенные на мышах и макаках, продемонстрировали эффективность вакцины в подавлении пневмококковой пневмонии у целевых групп животных.

Слева на снимке: контрольная группа (невакцинированная); красной стрелкой показана область, где развилась пневмония. Справа на снимке: группа, обработанная вакциной, состоящая из макак-крабоедов; наблюдается подавление инфекции.

«В ходе исследования удалось разработать состав вакцины, который может быть использован в организме человека. Ожидается, что эта технология вакцин нового поколения внесет вклад в лечение инфекционных заболеваний в будущем», – сказал профессор Фудзимото.

[Фото: Department of Immunology and Genomics at the Graduate School of Medicine, Osaka Metropolitan University]