Используя изображения космического телескопа имени Джеймса Уэбба, астрономы из Стокгольмского университета изучили первую фазу звездообразования в далеких галактиках. Самая древняя галактика находится так далеко, что ученые видят, как она выглядела 13 миллиардов лет назад, когда Вселенной было всего 680 миллионов лет, сообщает Стокгольмский университет. Результаты работы представлены в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

«Изученные нами скопления галактик настолько массивны, что искривляют световые лучи, проходящие через их центр, как и предсказывал Эйнштейн в 1915 году. А это, в свою очередь, создает своего рода эффект увеличительного стекла: изображения фоновых галактик увеличиваются», — объясняет Аделаида Клайссенс из Стокгольмского университета, один из ведущих авторов исследования.

Эффект увеличительного стекла вместе с возможностями космического телескопа Джеймса Уэбба позволил исследователям обнаружить звездные сгустки – очень компактные галактические структуры. Эти наблюдения позволили исследователям изучить связь между образованием скоплений и эволюцией, а также ростом галактик всего через несколько миллионов лет после Большого взрыва.

Пять галактик, увеличенных на изображении, находятся настолько далеко, что ученые наблюдают их такими, какими они были, когда Вселенной было не более пяти миллиардов лет. Сегодня ее возраст – 13,7 миллиардов лет.

[Фото: IMAGE ADAPTED FROM IMAGE RELEASE BY NASA, ESA, CSA, STSCI]