Используя данные космического телескопа НАСА имени Джеймса Уэбба, ученые обнаружили планету с облаками, содержащими силикатные частицы. Кроме того, они обнаружили сигналы воды, метана и угарного газа, а также доказательства наличия двуокиси углерода. Это самое большое количество молекул, когда-либо идентифицированных одновременно за пределами Солнечной системы, сообщает пресс-служба НАСА. Статья, посвященная открытию, размещена в открытом доступе на arxiv.org.

Планета VHS 1256 b находится примерно в 40 световых годах от нас и вращается вокруг не одной, а двух звезд. Один день на планете длится 22 часа, а период обращения составляет 10 тысяч лет, то есть она находится примерно в четыре раза дальше от своих звезд, чем Плутон от Солнца. Это делает VHS 1256 b отличной целью для телескопа «Джеймс Уэбб», объясняют авторы работы: «Это означает, что свет планеты не смешивается со светом ее звезд». Выше в ее атмосфере, где взбиваются силикатные облака, температура достигает 830 градусов Цельсия. Облака в атмосфере VHS 1256 b постоянно перемешиваются и перемещаются в течение дня, поднимая более горячий материал вверх и выталкивая более холодный материал вниз.

В этих облаках «Уэбб» запечатлел как более крупные, так и более мелкие частицы силикатной пыли, которые показаны на спектре. Более мелкие частицы могут быть похожи на крошечные частицы дыма, а более крупные – на очень горячие и очень маленькие частицы песка.

На VHS 1256 b гравитация ниже по сравнению с более массивными коричневыми карликами, а это означает, что ее силикатные облака могут появляться и оставаться выше в ее атмосфере, где «Уэбб» может их обнаружить. Еще одна причина, по которой ее небо такое неспокойное, — это возраст планеты. По астрономическим меркам она довольно молодая. С момента ее образования прошло всего 150 миллионов лет.

Команда еще продолжает изучать данные «Джеймса Уэбба», поэтому предстоит узнать еще много нового о VHS 1256 b.

[Иллюстрация: NASA, ESA, CSA, JOSEPH OLMSTED (STSCI)]