В новых данных космического телескопа имени Джеймса Уэбба НАСА ученые выявили водяной пар во внутреннем диске системы на расстоянии менее 160 миллионов километров от звезды — области, где могут формироваться скалистые планеты земной группы, сообщает НАСА. Это первое обнаружение воды в земной области диска, где, как уже известно, находятся две или более протопланет. Статья, посвященная открытию, появилась в журнале Nature

Водяной пар обнаружили в планетарной системы PDS 70, расположенной в 370 световых годах от нас. PDS 70 — звезда K-типа, более холодная, чем наше Солнце. Ее возраст оценивается в 5,4 миллиона лет. Звезда содержит как внутренний, так и внешний диск из газа и пыли, разделенные промежутком шириной в восемь миллиардов километров и внутри этого промежутка находятся две ранее открытые газовые планеты-гиганты.

Астрономы еще не обнаружили никаких планет, формирующихся во внутреннем диске PDS 70. Однако в нем есть сырье в виде силикатов для создания скалистых планет. Открытие водяного пара означает, что если там формируются скалистые планеты, то с самого начала им будет доступна вода.

Как же вода появилась во внутреннем диске PDS 70? У ученых есть две гипотезы. Согласно одной из них, молекулы воды сформировались, когда объединились атомы водорода и кислорода. Вторая гипотеза заключается в том, что частицы пыли, покрытые льдом, переносятся с холодного внешнего диска на горячий внутренний диск, где водяной лед сублимируется и превращается в пар. Такая транспортная система была бы удивительной, поскольку пыли пришлось бы пересечь большой промежуток, образовавшийся между двумя планетами-гигантами.

Что еще поразительнее, вода смогла сохраниться так близко к звезде, несмотря на то что ультрафиолетовый свет звезды должен разрушать любые молекулы воды. Скорее всего, окружающий материал — пыль и другие молекулы воды — служит защитным экраном. В результате вода, обнаруженная во внутреннем диске PDS 70, могла пережить разрушение.

[Иллюстрация: NASA, ESA, CSA, J. OLMSTED (STSCI) DOWNLOAD THE FULL-RESOLUTION VERSION FROM THE SPACE TELESCOPE SCIENCE INSTITUTE.]