С помощью космического телескопа имени Джеймса Уэбба (JWST) канадские астрономы определили самые далекие из когда-либо обнаруженных шаровых скоплений, некоторые из которых могли появиться уже через 500 миллионов лет после Большого Взрыва, передает EurekAlert!. Результаты работы опубликованы в The Astrophysical Journal Letters.

На изображении первого глубокого обзора «Джеймса Уэбба» исследователи рассмотрели скопление галактик SMACS J0723.3-7327, которое расположено в созвездии «Летучая Рыба» на расстоянии около четырех миллиардов световых лет от нас. Это скопление стало гравитационной линзой для еще более далекого объекта – галактики, получившей название Sparkler. Ученые назвали ее так из-за окружающих ее компактных объектов в виде маленьких желто-красных точек. Команда предположила, что эти «искры» (sparkles) могут быть либо молодыми скоплениями, активно формирующими звезды, либо шаровыми скоплениями, которые сформировались в годы «младенчества» Вселенной.

Сильнейшая оптика телескопа «Джеймс Уэбб» позволила ученым рассмотреть шаровые скопления в галактике Sparkler. Некоторые из них, вероятно, образовались всего через 500 миллионов лет после Большого взрыва. Это открытие позволяет заглянуть в годы ранней Вселенной.

«Поскольку мы могли наблюдать искры в диапазоне длин волн, мы могли смоделировать их и лучше понять их физические свойства, например, сколько им лет и сколько звезд они содержат. Мы надеемся, что знание того, что шаровые скопления можно наблюдать с таких больших расстояний с помощью JWST, будет стимулировать дальнейшие исследования и поиски подобных объектов», – цитируют в пресс-релизе Картейка Г. Айера, астрофизика из Университета Торонто, одного из авторов исследования.

[Фото: NASA, ESA, CSA, STSCI]