Британско-китайско-немецкий коллектив палеонтологов реконструировал облик древнейшего предка всех вторичноротых животных, к которым относится и человек. Статью по результатам этого исследования, опубликованную в журнале Nature, пересказывает BBC News.

Облик этого существа, получившего латинское название Saccorhytus, был реконструирован на основе ископаемой находки, сделанной в центральном Китае. Учитывая, что размер тела общего предка составлял всего около миллиметра, разглядеть его ученым было непросто. Ученые полагали, что «при жизни» он прятался среди песчинок.

«Для невооруженного глаза окаменелости, которые мы изучали, выглядели, как крошечные черные зернышки. Но под микроскопом детали оказались потрясающими. Мы думаем, что как древнейшее вторичноротое, это существо может представлять собой примитивное начало очень широкой группы организмов, включая и нас. Все вторичноротые животные имели одного общего предка, и мы думаем, что это именно он», — сказал журналистам профессор Саймон Конвэй-Моррис (Simon Conway Morris) из Кембриджского университета, один из авторов исследования.

До сих пор древнейшие останки вторичноротых имели датировку 510-520 млн лет назад, и уже имели признаки принадлежности к одному из типов вторичноротых: позвоночных, иглокожих и некоторых других, менее известных. Однако Saccorhytus еще не относится к одному из этих типов.

В строении тела этого существа можно выделить несколько ключевых черт. Во-первых, это очень крупный (относительно размеров тела) рот — по-видимому, он служил для захвата из воды питательных частиц, а возможно, и других живых существ. Поскольку доказательств наличия у Saccorhytus анального отверстия обнаружить не удалось, можно  предположить, что такового и не было, а выведение продуктов переваривания производилось также через рот.

Далее, общий предок всех вторичноротых был билатерально-симметричным. Эта особенность сохранилась у многих его потомков, включая людей. А вот у других, таких, как морские звезды, пропала.

Кроме того, Saccorhytus имел тонкую эластичную кожу и мышцы. Ученые предполагают, что он передвигался, изгибая свое тело в разных направлениях.

Наконец, конические образования по бокам тела животного, возможно, были первыми примитивными зачатками жабр.

«Saccorhytus дает нам уникальную возможность взглянуть на самые первые этапы эволюции группы, которая дала начало рыбам и, в конечном счете, нам», — прокомментировал открытие еще один его автор, профессор Деган Шу из Северо-западного университета в Сиане (Китай).

Это уже не первое интересное палеонтологическое открытие, о котором стало известно недавно. Ранее в Италии были найдены останки древнего гигантского гуся, который использовал свои крылья для драки, а в США — окаменелые плоды возрастом 52 млн лет, относившиеся к семейству пасленовых (в которое входят помидоры, томаты и перец).