Ученые из Аризонского университета в Таксоне и Земной обсерватории Ламонт-Догерти (США), на основе анализа осадков со дна Аравийского моря, установили причину усиления катастрофических засух на Африканском роге и сделали прогноз на будущее этого региона — весьма неутешительный. Статью об этом, опубликованную в журнале Science Advances, пересказывает сайт журнала Nature.

Находящийся на востоке континента Африканский рог — там расположены государство Сомали и часть Эфиопии — страдает от периодических засух уже давно. Однако в последнее время они участились. Это грозит региону, и так пострадавшему от гражданской войны, полномасштабной гуманитарной катастрофой. В чем причина таких климатических катаклизмов, и что будет с Африканским рогом дальше? Изучение динамики местного климата за прошлые столетия могло бы ответить на этот вопрос. Но традиционные методы подобных исследований здесь не работают, так как нет озер, осадки на дне которых можно было бы изучать, равно как и больших деревьев с годичными кольцами. Поэтому американские ученые отправились за разгадкой на дно омывающего эти земли Аравийского моря.

В ходе своей экспедиции в 2001 г. они взяли пробы осадков со дна Аденского залива, с глубины 869 метров. В основе анализа этих осадков лежали две методики. Температуру поверхности океана в разные годы ученые реконструировали по химическому составу оболочек архей — микроскопических морских одноклеточных организмов. Количество же осадков анализировалось по составу воска на листьях растений, которые, перемешиваясь с пылью, тоже попадают в океанские отложения. В годы, бедные осадками, дождевая вода богата изотопом дейтерия. Растения усваивают эту воду, в результате дейтерий попадает в состав воска.

В результате ученые смогли реконструировать динамику изменений климата Восточной Африки на протяжении последних 2000 лет. До 1850 г. они реконструировали климатические условия через каждые 5 лет, затем — через каждые 10 лет.

Реконструкция убедительно показывает: нынешнее усиление засух является беспрецедентным за последние 2000 лет. Значит, неверна гипотеза о том, что это связано с периодическими колебаниями температуры поверхности Тихого океана. А раз так, то остается только одно объяснение: во всем виновато глобальное изменение климата, связанное с выбросами CO2 от деятельности человека в атмосферу.

«Приходится заключить, что в сокращении количества дождей [на Африканском роге] велик антропогенный вклад», — сказала молекулярный палеоклиматолог Джессика Тирни (Jessica Tierney), один из ведущих авторов исследования.

Отсюда следует еще один неутешительный вывод: по мере того, как глобальное потепление будет продолжаться (а его, говорят эксперты, уже не остановить), засухи в Восточной Африке будут становиться еще сильнее. Некоторые построенные ранее климатические модели говорили об обратном, но они не учитывали все факторы, объяснила Тирни.

Кстати, через 10-15 лет, по прогнозам климатологов, сильные засухи угрожают также и Азии.