«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Автор этих строк − совсем еще молодой человек, учащийся Петербургского Инженерного училища Федор Достоевский. В письме старшему брату Михаилу будущий писатель, кажется, уже разгадал тайну человеческой души, о которой будет написано каждое его произведение. 11 ноября 2021 года исполнится 200 лет со дня рождения русского писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Михайловича Достоевского – одного из самый известных русских писателей, оказавших влияние на всю мировую литературу. Памятной дате было посвящено заседание Президиума РАН, которое состоялось 26 октября. Главный докладчик, директор Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, член-корреспондент РАН Вадим Владимирович Полонский в преддверии заседания рассказал, почему творчество Достоевского актуально всегда.
Достоевский − это целый мир. Трудно даже перечислить темы, которые автор рассматривал в своем творчестве. Однако в каждом романе Федора Михайловича всегда просматривается путь как отдельной человеческой души, так и путь всего человечества. Илюшечка в «Братьях Карамазовых», Нелли в «Униженных и оскорбленных», потерявшиеся люди с горячими сердцами, преступники или старцы – каждый герой раскрывает собой великую тайну бытия, некий неповторимый лик, неизбежность причастности к общему мировому укладу.
Но кто же он – Федор Михайлович Достоевский? Мыслитель, писатель, психолог? «Достоевский есть совокупность всех этих ипостасей»,− говорит директор Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, член-корреспондент РАН Вадим Полонский.
«Он и писатель в узколитературном смысле слова, и мыслитель, философ и богослов. Но самое главное то, что он носитель нового откровения о человеке, которое многое предопределило в современной антропологии и во взгляде на человека».
По словам ученого, конец XIX века – это эпоха кризиса, когда завершается предшествующая парадигма традиционной культуры и формируется культура новая – культура современного типа. Этот процесс связан с открытием иррационального как важной стихии человеческого Я. «Носителем откровения об иррациональном в человеке, о том, что не укладывается в прокрустово ложе логики, одномерности рациональных схем, и выступил Достоевский».
Восприятие писателя на Западе проходило в несколько этапов, отмечает Вадим Владимирович. «Первый из них связан с некоторым изумлением от появления феномена русского романа. Французский критик, автор первой большой книги о русском романе Эжен-Мельхиор де Вогюэ, а также иные французские, немецкие, и прочие европейские читатели Достоевского восприняли его образ человека как откровение об особой «славянской душе». Собственно, в это же время формируется миф о пресловутой «славянской душе». И одним из невольных его авторов выступает Федор Михайлович Достоевский. По крайней мере, Достоевский, пропущенный сквозь сознание и оценку европейского читателя. Понятие «славянской души» связывается с загадкой и таинственностью, и, самое главное, в нем проступают те черты, которые потом будут перенесены с представлений о русском человеке на представления о человеке вообще.
Писатель сильно расширил пространство человеческого, человеческой психики, которое подлежит художественному и мыслительному освоению. Он показал экстремальные состояния человека, то, как могут совмещаться полюса в человеческом сознании. Он раскрыл подсознание человека, его роль в формировании личности и человеческой психики. То, что он называл «подпольем». По сути, «Записками из подполья» можно назвать всё его творчество. И не случайно Достоевский оказал большое влияние на психоанализ. В большой степени именно под влиянием чтения Достоевского многое из своей теории формулирует Зигмунд Фрейд, а затем и его ученики».
Но почему Достоевский и его произведения не утрачивают актуальность? Вадим Владимирович подчеркивает, что Достоевский становится особенно популярным в ситуации социально-культурного кризиса начала ХХ века. «Поколение, прошедшее Первую мировую войну, – это поколение, которое особенно глубоко ранено Достоевским. Томас Манн в своей книге 1918 года «Размышления аполитичного» замечает, что главным авторитетом для немецкой молодежи в послевоенный период становится именно Достоевский. Не Ницше, а именно Достоевский. Изломанное сознание, травмированное мировой войной, революцией, историческими катаклизмами, входит в резонанс с представлениями Достоевского о человеке.
Достоевский оказывает ключевое влияние на формирование экспрессионизма как тотального стиля эпохи, рожденного опытом Первой мировой войны. А позже и экзистенциализма – особенно в поколении, пережившем Вторую мировую. И в общем-то это продолжается по сей день. Достоевский – очень «живой» автор. Он популярен и сегодня. По тиражируемости переводов с ним может потягаться из русских классиков, наверное, только Чехов. Его место – в одном ряду с титанами масштаба Шекспира. Федор Михайлович точно в прошедшем времени не застыл. Для мировой литературы, мировой культуры он – фигура настоящего».
Постигая тайны души, Достоевский и сам пережил немало тяжелых событий. Но есть в его биографии момент, который стал по-настоящему переломным. В 1847 году Достоевский увлекся идеями социализма. Он посещал кружок Петрашевского, члены которого активно обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян. На одном из собраний кружка Федор Достоевский прочитал публике запрещенное письмо Белинского к Гоголю. И в конце апреля 1849 года писателя арестовали. Федор Михайлович 8 месяцев провел в Петропавловской крепости. Суд признал его «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» и приговорил к расстрелу. Однако незадолго до казни петрашевцам смягчили приговор. И Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после − на службу рядовым в Семипалатинск. Только в 1856 году писателя амнистировали после коронации Александра II.
«Он пережил тот опыт, через который мало кто способен пройти и выстоять. Достоевского приговорили к расстрелу, и он 40 минут провел на эшафоте в ожидании немедленной смерти. И это, конечно, стало потрясением, своеобразной духовной инициацией. Он снизошел в свой душевный внутренний ад и пережил духовное воскресение. Все это, естественным образом, отразилось на личности писателя», − говорит Вадим Владимирович.
Конечно, к такой фигуре как Федор Михайлович Достоевский сложно подступиться. Но директор ИМЛИ РАН советует не относиться к писателю как к фигуре из учебника. «Зачастую сама наша система преподавания литературы в школе, эдакая школьная обязаловка и во многом формальный, порочный подход к литературе как набору постулатов, которые необходимо вызубрить и отработать, полностью убивают живое восприятие художественного слова. Большой писатель – это прежде всего «живая жизнь». Поэтому нужно относиться к Достоевскому как к живому писателю, забыв о школьной программе.
Когда на стене дома, который в Петербурге считается домом Раскольникова, написано «Родя, мы с тобой», у меня сердце радуется. Это говорит о том, что герои Достоевского для нас – живы.
Достоевский – это очень круто! Это тот автор, про которого не трудно понять, что это круто. Достаточно незашоренным взглядом начать его читать. Конечно, Достоевского можно не полюбить. И очень многие его не любили. Он автор, который может вызывать бунт, протест. И некоторые выдающиеся писатели протестовали против него, бросали ему вызов: от Джозефа Конрада в англоязычной литературе до Ивана Бунина в русской. Но даже те, кто бросал ему вызов, все равно находились в поле тех смыслов, которые в большей степени сформировал Достоевский. И зачастую они от него зависели. Они вступали с ним в полемику, спорили с ним, но сам этот спор свидетельствует о том, что они зависели от Достоевского и находились в поле его тяготения.
Достоевский – это сильнодействующий магнит культуры, который работает и сегодня, и будет работать завтра, и, наверное, всегда. Потому что это – настоящая классика».
Ссылки на используемые материалы:
Персона. Федор Достоевский. Портал Культура.РФ
Скобцова Е. Ю. Достоевский и современность
Фото на странице: Ф.М. Достоевский. Портрет работы В. Г. Перова, 1872 год. Источник: Wikipedia