18 ноября (6 ноября по старому стилю) 1868 года в Санкт-Петербурге возникла организация, сыгравшая колоссальную роль в развитии химической науки в России.

Промышленный подъем, начавшийся после реформ 1860-х годов XIX столетия, пробудил в России большой интерес к изучению наук, в том числе химии. К тому времени в России уже было несколько общепризнанных химических центров: в Санкт-Петербурге, Казани и Москве. Ведущее место среди них занимал Санкт-Петербург, в котором с одной стороны, сложилась серьезная научная школа, а с другой, работало много общественных химических кружков, вроде кружка Соколова и Энгельгардта на Галерной улице или кружка Ильенкова.

Поэтому идея создания в России специальной организации, объединившей бы химиков, буквально витала в воздухе тем более, что химические общества уже работали во Франции, Англии и Германии. 17 августа 1861 года газета «Русский инвалид» писала: «Химическое общество, по нашему мнению, вполне возможно в Петербурге. Здесь живут известнейшие наши химики гг. Воскресенский, Зинин, Менделеев, Соколов, Шишков, Ходнев и Энгельгардт, - да и вообще в Петербурге многие люди занимаются изучением химии. Отчего бы нашим ученым не сгруппировать около себя целое общество?». В итоге всю работу по созданию химического общества в России взял на себя химик Дмитрий Менделеев, который, в конечном счете и стал его официальным основателем.

Официальная деятельность Русского химического общества (РХО) началась 6 ноября 1868 года – в этот день был утвержден его устав, начинавшийся так: «При С.-Петербургском Университете учреждается Русское Химическое Общество с целью содействовать успехам всех частей химии и распространять химические знания».

Первым президентом РХО стал старейший русский химик Николай Зинин, делопроизводителем и редактором журнала РХО – Николай Меншуткин и казначеем – Генрих Шмидт. В первый год в РХО насчитывалось всего 35 человек, а уже через 50 лет, к 1917 г., в нем было почти 600. Члены общества платили взносы – 10 рублей в год, для вступления нужна была рекомендация троих ученых, уже состоящих в нем.

В 1869 г. у РХО появился собственный печатный орган – «Журнал Русского химического общества», выходивший 9 раз в год. На его страницах публиковались материалы по всем разделам химии - труды, исследования, статьи, переводы из иностранных журналов и рефераты.

Дореволюционный период стал основополагающей вехой в развитии отечественной химии. Именно в это время, она стала вполне самостоятельной научной дисциплиной, обрела известность за рубежом, выйдя на мировой уровень. В 1869 году, Николай Меншуткин на заседании РХО прочитал исторический доклад о Периодическом законе Менделеева. Были сделаны такие открытия как правило Марковникова, правило Бейльштейна и проба Бейльштейна, реакция Меншуткина, реакция Бородина.

Через 10 лет после образования РХО, в 1878 году, в Санкт-Петербурге было создано Русское физико-химическое общество, объединившее химиков и физиков. В 1932 году отделение химии стало называться «Всесоюзным химическим обществом им. Д.И. Менделеева». А с 1992 года оно было переименовано в «Российское химическое общество им. Д.И. Менделеева».

Автор статьи: Максим Майоров