В продолжение очередного выпуска программы ТК «Россия 24» и РАН – «Мнение» с Эвелиной Закамской – «Научная Россия» продолжила разговор с собеседником программы: заместителем директора по научной и инновационной работе ФГБУ «НИИ пульмонологии» ФМБА России, доктором медицинских наук, профессором РАН Кириллом Зыковым. Врач ответил на самые актуальные вопросы о COVID-19.
О "НИИ пульмонологии"
«Сегодня у нас ведется строительство здания "НИИ пульмонологии", это 7-миэтажное большое здание. В этом году работы должны быть закончены. Тогда у нас появятся 140 специализированных коек. Очень жаль, что ведущее учреждение по пульмонологии в стране не может еще принимать пациентов, когда это столь необходимо. Сейчас сотрудники нашего НИИ осуществляют помощь на базах ФМБА, консультируя также и многие структуры Министерства здравоохранения. Федеральный научно-клинический центр ФМБА России, на базе которого располагается НИИ пульмонологии, сейчас уже полностью перепрофилирован под прием COVID-больных, там находится большое специализированное отделение пульмонологии и также активно работают сотрудники института. Сотрудники также курируют стационарную клинику "Медси", которая сейчас приняла более 400 скоропомощных больных с предполагаемой коронавирусной инфекцией»
Кто в зоне риска
«Пациенты с коморбидными заболеваниями, в том числе и с заболеваниями лёгких, находятся в группе риска, так же, как и пациенты старших возрастных групп. Поэтому им нужно уделять особое внимание, таким пациентам особенно жестко нужно соблюдать сейчас карантинные меры, ведь есть случаи, когда даже единичные контакты с больными людьми приводили к заражению. Легче это не допустить, чем потом лечить. Также следует отметить, что пациентам с сочетанной патологией не следует изменять самостоятельно поддерживающую терапию их хронических заболеваний, не посоветовавшись с врачом, так как это может дестабилизировать течение болезни»
(Справка. Сочетанная патология — это расширенная группа, включающая патологические изменения любого ранга в различных системах и органах, возникающие как при одном (системном) заболевании, так и при нескольких взаимосвязанных или совершенно независимых заболеваниях. На практике как в зарубежной, так и в отечественной литературе вместо термина «сочетанные заболевания» чаще используются несколько других близких по значению терминов: коморбидные, синтропные заболевания, полипатии, мультиморбидность. Источник.)
Сколько будет заболевших?
«Такие прогнозы — из области гаданий. Все сейчас сравнивают сценарии развития событий в разных странах, обсуждают благоприятные и неблагоприятные сценарии. Очень сложно строить средне- и долгосрочные прогнозы. Никто не знает ответ на этот вопрос. Но уже очевидно, что в краткосрочной перспективе нынешняя ситуация потребует напряжения всех ресурсов отечественной медицины. Мы не знаем точно, когда это закончится и сколько будет заболевших. Это в огромной степени будет зависеть от тех мер карантина, которые сейчас принимаются, от их соблюдения. Если люди будут сидеть дома, то тех мер, которые сегодня принимаются, хватит. А если же нет...Мы видим, что люди не сидели дома пару недель назад, и в результате многие из пациентов, лежащих в реанимации на ИВЛ — это жертвы тех, кто решил рискнуть и отдохнуть в компании. Но рискнули они не своим здоровьем, а чужим. Относительно строгости мер, важно дистанцирование — наша страна очень большая и всё будет зависеть от плотности населения в конкретном регионе. Если разобщённость высокая, то там, может, вообще переболевших не будет. В крупных же городах вероятно переболеет значительная доля населения, в явной или асимптоматической форме»
Можно ли заболеть повторно?
«Сейчас есть единичные, но достаточно тревожные случаи, говорящие о том, что коронавирусом можно переболеть повторно. Хотя есть мнение, что можно получить реинфицирование вирусом SARS-CoV-2, скорее всего это повторная активация уже имеющегося заболевания у человека. Является ли это тенденцией или скорее исключением мы пока не можем сказать, для нашего изучения это пока недоступно, учитывая, что волна в России только пошла. В данной ситуации мы должны изучать опыт на наших азиатских коллег, у которых эпидемия уже спала»
Летом станет легче?
«Установлено, что есть режимы инсоляции, влажности воздуха и температуры, которые могут как способствовать выживанию вируса, так и противодействовать. Чем меньше влажность, тем лучше для нас с вами и хуже для вируса, чем выше температура, тем менее живуч вирус. Сухой, жаркий климат с инсоляцией конечно снижает развитие этой инфекции, но не исключает его. То, что летом будет снижение волны, можно утверждать с достаточной степенью уверенности. Но вот будет ли полное исчезновение, это вопрос открытый. И самый главный вопрос, если мы говорим о будущем, не будет ли второй волны осенью?»
Тесты на COVID-19
«Даже если мы возьмем тест со 100% чувствительностью, то возникает вопрос, что есть ограничение со стороны самих биоматериалов. Поэтому когда говорят, что получили отрицательный ПЦР-тест и у них 100% нет COVID-19, то это неправильно. Это очень важное исследование, но, в зависимости от типа биологического материала, диагностическая ценность различна (мазок из ротоглотки, носоглотки, мокрота или жидкость бронха-альвеолярного лаважа). В любом случае, она менее 100%. Ограничение самих биоматериалов также необходимо учитывать. Именно поэтому, например, берётся минимум два теста перед выпиской: в стационаре перед выпиской пациенту должны сделать два теста с разницей минимум в один день, и тогда с изрядной долей уверенности можно сказать, что этот пациент не выделяет коронавирус».
Источник фото: Елена Либрик / «Научная Россия»