В новой статье, опубликованной в журнале Journal of Vertebrate Palaeontology, ученые описали странное млекопитающее, которое обитало на Земле 66 миллионов лет назад. Открытие дает новый взгляд на эволюционную историю млекопитающих с южного суперконтинента Гондвана (современные Африка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, Новая Зеландия, Мадагаскар и Индостан). Новость появилась на сайте Taylor & Francis Group.

Об открытии этого животного сообщили в начале этого года, но описание ему дали только сейчас. Древние млекопитающее получило название Adalatherium (адалатерий, что в переводе с малагасийского и греческого языков означает «сумасшедший зверь»). Его скелет сохранился очень хорошо и является наиболее полным скелетом всех млекопитающих из обнаруженных в южном полушарии до исчезновения динозавров.

Исследование, проведенное более 20 лет назад, показывает, что Adalatherium был «гигантом» по сравнению с млекопитающими размером с землеройку или мышь, которые жили в меловой период.

Его «причудливые» особенности включают в себя мускулистые задние лапы и большие когти на задних лапах, что может указывать на то, что адалатерий был мощным землекопом (как и барсуки). Его передние лапы были менее мускулистыми и больше похожи на таковые у живых млекопитающих, которые могут быстро бегать. Передние конечности адалатерия были спрятаны под телом (как это наблюдается у большинства современных млекопитающих), но его задние конечности были более раскидистыми (как у крокодилов и ящериц).

Передние зубы у Adalatherium были как у кролика, а задние совершенно не похожи на зубы любого другого известного млекопитающего, живого или вымершего. Форма зубов указывает на то, что животное питалось, скорее всего, растениями. Также у него была странная щель в костях в верхней части морды.

Adalatherium с Мадагаскара принадлежит к вымершей группе млекопитающих, известных как гондванатерии, которые были впервые обнаружены в 1980-х годах. До недавнего времени из окаменелостей животных этой группы было найдено только несколько отдельных зубов и фрагменты челюстей. Но даже эти скудные останки уже указывали на то, что гондванатерии сильно отличались от других современных млекопитающих. Гондванатериев окружало столько загадок, что было неясно, как они вписываются в генеалогическое древо млекопитающих.

[Иллюстрация: Andrey Atuchin]