0 комментариев 387

Новосибирские ученые откроют на арктической станции летнюю школу для студентов со всего мира

В 2020 году на круглогодичной научно-исследовательской станции «Остров Самойловский» в дельте реки Лена будет открыта летняя школа для студентов из России и других стран.

В 2020 году на круглогодичной научно-исследовательской станции «Остров Самойловский» в дельте реки Лена будет открыта летняя школа для студентов из России и других стран в рамках «Междисциплинарного научно-образовательного центра полярных исследований» НГУ, сотрудниками которого являются многие ученые ИНГГ СО РАН и геолого-геофизического факультета НГУ.

О том, что предполагается сделать, рассказали Николай Эдуардович Михальцов (научный сотрудник лаборатории геодинамики и палеомагнетизма ИНГГ СО РАН, к.г.-м.н.) и Валерий Арнольдович Верниковский – заведующий лабораторией геодинамики и палеомагнетизма ИНГГ СО РАН, декан ГГФ НГУ, академик РАН.

Почему это важно?

В рамках летней школы ученые будут вести системную подготовку студентов и аспирантов в области наук о Земле и смежных сферах в арктических условиях. Такие специалисты очень востребованы сейчас, когда изучение Арктики для России является одним из наиболее актуальных и приоритетных направлений. На Самойловском студенты и аспиранты получат уникальный опыт работы в экстремальных полярных условиях и ознакомятся с самыми современными методами изучения строения земной коры, почвы, растений, атмосферы и климата.

Валерий Арнольдович Верниковский подчеркнул особую важность подобной подготовки, поскольку студенты и аспиранты НГУ, обучающиеся на станции и ведущие там научные исследования – это будущие научные сотрудники ИНГГ СО РАН, ИГМ СО РАН, других институтов и производственных организаций России, работающих в Арктике.

Начиная с 2016 года, дополнительное финансирование со стороны НГУ позволило ученым расширить исследования в дельте Лены и ежегодно организовывать полевую практику (в рамках «Центра подготовки полярных геологов») не менее чем для 10 обучающихся всех уровней (бакалавров, магистрантов и аспирантов).

Дельта реки Лена, вид со спутника

Международное сотрудничество

Ученые намерены максимально расширить программы подготовки и работать не только с российскими, но и с иностранными студентами. Опыт у новосибирских специалистов уже есть. Так, в 2018-м и 2019-м годах учебную геологическую практику в дельте реки Лена прошли студенты Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL, Швейцария).

Ребята изучили отложения первой террасы острова Самойловский, исследовали криокомплекс в юго-восточной части острова Курунгнах, а также слагающие породы разреза горы Америка-Хая. Практика получила максимально положительную оценку зарубежных коллег.

В настоящее время обсуждаются возможности проведения такой школы-практики с университетом Гамбурга. В рамках полевого обучения студенты займутся не только геологией и геофизикой, но также геоботаникой и почвоведением.

Возможные точки проведения научных исследований в рамках летней школы

Сроки и планы

Первая летняя школа на Самойловском планировалась к проведению в конце июля – начале августа 2020-го года, но в связи с мировой пандемией коронавируса сроки могут быть сдвинуты. По словам Николая Эдуардовича Михальцова, если мероприятие будет невозможно организовать в 2020-м, то оно обязательно пройдет в 2021-м году.

В дальнейшем летнюю полевую школу на Самойловском планируется сделать ежегодной. Ученые хотят максимально расширить спектр преподаваемых дисциплин, включив в них климатологию и методы дистанционного зондирования.

Набор слушателей в летнюю школу может проводиться как по договорам с университетами, так и путем открытого набора. Слушателями могут стать учащиеся российских и иностранных вузов. Однако количество слушателей будет ограничено возможностями размещения и обслуживания студентов и преподавателей на полярной станции «Остров Самойловский». Предварительная программа школы рассчитана на три недели.

НИС «Остров Самойловский»