1 декабря 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал указ «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Об этом глава государства сообщил в ежегодном послании Федеральному собранию, в котором также обозначил некоторые основные тезисы, касающиеся развития российской науки. Несмотря на всю внешнюю формальность принятого документа, он в самом деле во многом определяет перспективу ближайших десятилетий. Ключевые тезисы и комментарии экспертов — в материале Научной России.
Над Стратегией работали полтора года, за эту работу отвечало Министерство образования и науки, где за этот период сменился и непосредственно министр, и несколько других ключевых фигур. Активное участие в разработке приняла Российская академия наук, в том числе свои предложения вынесли профессора РАН — молодые ученые, удостоенные этого нового для России научного звания. Проект документа широко обсуждался общественностью на специально созданном сайте. Судя по выступлениям на заседании Совета по науке при президенте РФ, прошедшем за несколько дней до подписания, полного единодушия добиться все же не удалось, однако документ утвержден.
Конкуренция — двигатель науки
«А в научной сфере, как и везде, будем развивать конкуренцию, поддерживать сильных, способных дать практический результат. Это необходимо учитывать и Российской академии наук, всем научным организациям», — заявил Владимир Путин в послании Федеральному собранию.
Президент очередной раз назвал успешной программу мегагрантов, позволившей создать в России научные лаборатории мирового уровня под руководством ведущих ученых, как россиян, так и иностранцев.
Этот же принцип закреплен и в Стратегии, где говорится об адресности поддержки и справедливой конкуренции: «использование публичных механизмов для обеспечения доступа к государственным инфраструктурным, финансовым и нефинансовым ресурсам наиболее результативных исследовательских коллективов, иных субъектов научной, научно-технической, инновационной деятельности».
Однако кроме привлечения ведущих ученых со всего мира отдельно оговариваются и меры поддержки молодых российских ученых. «Для них будет запущена специальная линейка грантов, рассчитанных на период до семи лет. На эти цели, а также на развитие научной инфраструктуры, открытие новых лабораторий только в 2017 году к уже заявленным ресурсам на науку будет выделено дополнительно 3,5 миллиарда рублей», — сказал Владимир Путин.
Тесная связь науки, технологий и бизнеса
«Деятельность научных центров должна быть тесно интегрирована с системой образования, экономикой, высокотехнологичными компаниями. Нам нужно превратить исследовательские заделы в успешные коммерческие продукты», — сказал глава государства.
Решать эту задачу, по словам Владимира Путина, призвана Национальная технологическая инициатива. Роль этой программы закреплена и в Стратегии. Целевым сценарием признается путь «лидерства по избранным направлениям научно-технологического развития в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг и построение целостной национальной инновационной системы». В том числе предполагает создать систему государственной поддержки национальных компаний, обеспечивающую их технологический прорыв и занятия устойчивого положения на новых рынках.
Поддержка фундаментальной науки
В период экспертного обсуждения проекта стратегии Российская академия наук настаивала на включении в документ положений о поддержке фундаментальной науки. Нельзя не согласиться, но такая установка противоречит предыдущей: или приоритет исследованиям прикладным, потенциальному коммерческому продукту, акцент на технологии, или фундаментальная наука. Простой анализ показывает, что хоть президент в своем послании отмечает необходимость этой второй (равно как и положения Стратегии), прописано это направление гораздо более общими словами, без указаний на конкретные механизмы развития именно фундаментальной науки в стране.
«Мощным фактором накопления научных и технологических заделов, необходимых для экономического роста, для социального развития, должна служить и фундаментальная наука. Перед ней стоит двоякая задача: оценить, спрогнозировать тенденции будущего и предложить оптимальные решения для ответа на вызовы, с которыми мы столкнемся», — сказал президент. Звучит прекрасно, но никакой вообще конкретики.
Стратегия также рассматривает фундаментальную науку, в первую очередь, с точки зрения предсказания вызовов и рисков: «в долгосрочной перспективе особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов. Происходящих в обществе и природе, развития природоподобных технологий, человеко-машинных систем, управления климатом и экосистемами».
Совсем кратко говорится и о важности гуманитарной науки, но тоже, скорее, в прикладном ключе: «возрастает актуальность исследований, связанных с этическими аспектами технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений».
Вызовы и приоритеты
Логика Стратегии строится на описании внешних и внутренних вызовов, для ответа на которые стране и необходимо научно-технологическое развитие. Среди таких вызовов исчерпание возможностей экономического роста, основанного на сырьевой экономике; глобальные демографические изменения; возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду; перестройка энергосистем и другие. Внутренние вызовы связаны с изменениями в структуре самой науке и смежных областей — сжатие инновационного цикла, размывание дисциплинарных и отраслевых границ, резкий рост объемов научной информации, возрастание роли международных стандартов и другие.
Приоритеты, обозначенные в Стратегии, хорошо согласуются с явными мировыми трендами — это то, что на слуху в последние несколько лет, и продолжает набирать обороты.
— Новая энергетика и защита окружающей среды
— Роботизация и искусственный интеллект
— Персонализированная и высокотехнологичная медицина
— Нейротехнологии
Но есть в списке приоритетов и пункты, обусловленные социально-политической обстановкой — «противодействие социокультурным угрозам и идеологическому терроризму». При этом, очень заметно по тексту Стратегии игнорирование еще одного быстро развивающегося направления — биотехнологий и генной инженерии — что, впрочем, согласуется и с недавними законодательными инициативами.
Часть приоритетных направлений президент особенно выделяет в своем послании федеральному собранию. Это экологические проблемы — президент дал поручение правительству разработать «программы сбережения уникальных природных символов России, таких как Волга, Байкал».
Особое внимание в речи президента — медицине. Путин приводит данные статистики: за последние десять лет в 15 раз увеличился объем высокотехнологичной медицинской помощи. Если в 2005 году, когда мы начали эту программу, 60 тысяч человек в России получали высокотехнологичную медицинскую помощь, в 2016‑м это будет уже 900 тысяч. Президент говорит о необходимости внедрения механизмов устойчивого финансирования высокотехнологичной помощи, а также о развитии телемедицины — оснастить больницы всей страны высокоскоростным интернетом, чтобы врач из любого отдаленного поселка мог совещаться с коллегами из крупных научно-медицинских центров.