В университете ИТМО известная художница и исследователь Робертина Себьянич рассказала о своих научных исследованиях, коллаборациях с медузами, шокирующих открытиях и необходимости просвещать людей об истинных масштабах загрязнения водоемов.
Художница изучает феномен влияния человека на водную среду, в частности, как он воздействует на экосистему мира. Результаты своих исследовательских работ она превращает в инсталляции, перфомансы и музыкальные альбомы.
«Я обнаружила, что есть вид биологически бессмертных медуз Turritopsis dohmii, обитающих в Средиземноморском море и Японии. Это единственное животное, которое способно вновь вернуться к стадии полипа после достижения половой зрелости как одиночная особь. Теоретически этот процесс может происходить снова и снова, что делает существо бессмертным, однако в природе медузы часто становятся жертвой хищников или болезней» ― рассказывает Робертина Себьянич.
Увлечение Робертиной медузами вылилось в проект «Aurelia 1+HZ». Он состоит из генеративной инсталляции «Photo viva generator», в которой медуза и робототехническая установка взаимодействуют друг с другом. Это дает возможность поразмышлять над вопросом биополитики пролонгированной жизни: медузы относятся к самым живучим существам (теоретически даже бессмертным), а роботы по своей сути не могут умереть.
Вторая часть проекта ― аудиовизуальный перформанс «Photo viva sonification» ― сфокусирована на взаимодействии других видов с человеком. В большом аквариуме размещены несколько медуз самого распространенного вида Aurelia Aurita ― их движения и сокращения фиксируются камерой и переводятся в цифровой код, который управляет большой фонотекой из предзаписанных звуков. Такой способ показывает, как другие существа тоже могут выражать себя посредством генеративной музыки.
«Мы даже не осознаем уровень шумового загрязнения, а ведь для большинства морских обитателей эта проблема критична ― они используют звуки для коммуникации друг с другом и ориентации в пространстве. Особенно это касается самых глубоких подводных слоев, куда вообще не попадает свет ― у живущих там существ зрение вообще отсутствует. И если мы, например, можем закрыть глаза, чтобы не видеть что-то, то они не могут просто закрыть уши и не слышать всего этого» - отмечает Робертина Себьянич.
В своих исследованиях, художница стремится показать взаимозависимость человека и водной среды, и как изменения этого могут повлиять на человечество в будущем. Сегодня основой проблемой в мировом океане остаётся микропластик, который фактически стал частью нашей пищи. Практически мало кто задумывается над этой проблемой, ведь микропалстик в океане приводит к миграции целых видов животных, которые убегают из самых шумных прибрежных мест.
Важной проблемой, по мнению Робертины, остается и фармацевтическое загрязнение мирового океана. В результате проведённых исследований, в образцах воды было обнаружено большое количество антибиотиков, седативных препаратов, антидепрессантов, барбитуратов и обезболивающих препаратов. Сегодня Робертина и ее коллеги создают глобальную платформу, которая бы объединила тех, кто неравнодушен к проблеме, чтобы вместе могли бы развить эмпатию по отношению к акваториям.
На данный момент Робертина занимается гражданской наукой. В частности, она изучает феномен правильного использования водных ресурсов, как с ними взаимодействовать и что можно сделать для улучшения экологической ситуации.
Источник фото на странице: Florian Olivo on Unsplash