Научный журнал Science опубликовал результаты новых наблюдений газовых потоков вокруг сверхмассивной черной дыры. Исследование выявило плотные притоки газа и показало, что только небольшая их часть (около 3 процентов), текущая к черной дыре, поглощается ей, сообщает Национальный институт естественных наук. Оставшийся газ выбрасывается и возвращается в родительскую галактику.

Не вся материя, приближающаяся к черной дыре, поглощается, часть выбрасывается в виде оттоков. Ранее соотношение вещества, которое «съедает» черная дыра, и количества «выпавшего» было почти невозможно измерить.

Международная исследовательская группа во главе с Такумой Идзуми (Takuma Izumi), доцентом Национальной астрономической обсерватории Японии (National Astronomical Observatory of Japan), использовала прибор под названием ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) для наблюдения сверхмассивной черной дыры в галактике Circinus, расположенной на расстоянии 14 миллионов световых лет в направлении созвездия Circinus. Было известно, что эта черная дыра активно «питается».

Благодаря высокому разрешению ALMA команда ученых впервые измерила величину притока и оттока вокруг черной дыры с точностью до нескольких световых лет. Изучив потоки газов в различных состояниях (молекулярном, атомном и плазменном), команда смогла определить общий объем «питания» черной дыры и обнаружила, что он составляет всего около 3 процентов. Анализ также показал, что основная часть выброшенных потоков недостаточно быстра, чтобы покинуть галактику - они возвращаются обратно в околоядерные области вокруг черной дыры и снова начинают медленно приближаться к ней.

[Фото: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), T. Izumi et al.]