13 февраля 1903 года родился Анатолий Петрович Александров – выдающийся советский и российский физик, организатор науки, доктор физико-математических наук, педагог, профессор. Академик АН СССР, академик РАН. Президент Академии наук СССР в 1975—1986 годах.

Анатолий Петрович известен своими трудами в области ядерной физики, физики твёрдого тела и физики полимеров.  Еще в годы учебы в Киев­ском уни­вер­си­тете на его работы по физике диэлек­три­ков обра­тил вни­ма­ние ака­де­мик А.Ф. Иоффе, кото­рый при­гла­сил Алек­сан­дрова в Ленин­град­ский физико-тех­ни­че­ский инсти­тут Ака­де­мии наук СССР. Именно там Александров и сфор­ми­ро­вался как уче­ный, занимаясь работами в области физики полимеров, которые впоследствии стали осно­во­по­ла­га­ю­щими для ряда раз­де­лов науки о поли­ме­рах.

В сере­дине 1940-х годов Анатолий Петрович начинает заниматься вопросами ядерной энергетики. Он активно участвует в разработке реакторов для атомных электростанций, создании атомного надводного и подводного флота. Так, благодаря ему 28 ноября 1953 года Совет министров СССР принял решение о про­ек­ти­ро­ва­нии и стро­и­тель­стве первого советского атом­ного ледо­кола «Ленин», кото­рый  был спущен на воду 5 декабря 1957 года.

В 1960 году он становится дирек­тором Инсти­тута атом­ной энер­гии и пред­се­да­телем Научно-тех­ни­че­ского совета Мин­сред­маша. На этом посту он занимается исследованиями в области ядер­ной физики, физики высо­ко­тем­пе­ра­тур­ной плазмы и управ­ля­е­мому тер­мо­ядер­ному син­тезу, физики низ­ких тем­пе­ра­тур и сверх­про­во­ди­мо­сти в тех­нике. Кроме этого, в круг его научных интересов входят радио­био­ло­гия, моле­ку­ляр­ная био­ло­гия и гене­тика.

В 1975 году Анатолий Александров был избран президентом Академии наук СССР. В этой должности он вел организаторскую и научную деятельность, занимался разработкой про­мыш­лен­ных и энер­ге­ти­че­ских уран-гра­фи­то­вых реак­то­ров. В апреле 1986 года произошла страшная авария на Чернобыльской АЭС, в причинах которой обвиняли и его, поскольку реактор РБМК был разработан в его институте.

Александров был уволен со всех должностей. 3 фев­раля 1994 года он скон­чался в Москве.

Материал подготовлен по открытым источникам