Астрономы спорят о скорости расширения Вселенной почти столетие. Новый независимый метод измерения этого показателя может помочь в разрешении этого вопроса, - пишет sciencenews.org.

Впервые астрономы вычислили постоянную Хаббла - скорость, с которой расширяется Вселенная - по наблюдениям космических вспышек, называемых быстрыми радиовсплесками или FRB. Хотя результаты являются предварительными, а степень неопределенности велика, этот метод может стать мощным инструментом для определения неуловимой постоянной Хаббла.

В конечном итоге, если неопределенность в новом методе удастся уменьшить, он может помочь разрешить давние споры, в которых балансирует наше понимание физики Вселенной.

«Я вижу большие перспективы в этом измерении в будущем, особенно с учетом растущего числа обнаруженных повторяющихся FRB», - говорит астроном Стэнфордского университета Саймон Биррер, который не участвовал в новой работе.

Астрономы обычно измеряют постоянную Хаббла двумя способами. Один использует космический микроволновый фон - свет, появившийся вскоре после Большого взрыва в далекой Вселенной. Другой использует сверхновые и другие звезды в соседней вселенной. В настоящее время эти подходы расходятся на несколько процентов. Новое значение FRB дает скорость расширения около 62,3 километра в секунду на каждый мегапарсек (около 3,3 миллиона световых лет). Хотя он ниже, чем другие методы, он ориентировочно ближе к значению космического микроволнового фона или реликтового излучения.

«Наши данные немного больше согласуются со стороной реликтового излучения по сравнению со стороной сверхновой, но планка ошибок действительно велика, поэтому вы ничего не можете сказать, - говорит Штеффен Хагстотц - астроном из Стокгольмского университета. Тем не менее, он думает, что быстрые радиовсплески могут быть такими же точными, как и другие методы.

Когда сигнал FRB проходит через галактики, разделяющие пыль и газ, он рассеивается предсказуемым образом, в результате чего одни частоты приходят немного позже, чем другие. Чем дальше FRB, тем более рассеянный сигнал. Сравнивая эту задержку с оценками расстояния с девятью известными FRB, Хагстотц и его коллеги измерили постоянную Хаббла.

Самая большая ошибка в новом методе заключается в том, что неизвестно точно, как распространяется сигнал FRB, когда он покидает свою родную галактику перед входом в межгалактическое пространство, где содержание газа и пыли лучше изучено. По оценкам группы, с несколькими сотнями FRB это может уменьшить неопределенность и соответствовать точности других методов, таких как сверхновые.

«Это первое измерение, поэтому неудивительно, что текущие результаты не так ограничивают, как другие более зрелые исследования», - говорит Биррер.

Скоро появятся новые данные FRB. Появляется много новых радиообсерваторий, и более крупные исследования, такие как предложенные для массива квадратных километров, могут каждую ночь обнаруживать от десятков до тысяч FRB. Хагстотц ожидает, что в ближайшие год или два будет достаточно FRB с оценками расстояний, чтобы точно определить постоянную Хаббла. Такие данные FRB также могут помочь астрономам понять, что вызывает яркие вспышки.

«Я очень рад новым возможностям, которые у нас появятся в ближайшее время, - говорит Хагстотц. - Это действительно только начало».