Исполнилось 30 лет со дня запуска уникального отечественного многоразового космического аппарата

В Москве, в выставочном пространстве «Тушино», состоялась торжественная конференция, посвященная 30-летию полета в космос уникального отечественного многоразового челнока «Буран». Конференция прошла в рамках арт-проекта «Буран» – крылатая легенда», организованного Русским космическим обществом, Ассоциацией музеев космонавтики России и МБУК «Дом космонавтов» (Звёздный городок).

Но конференцию собрались инженеры, конструкторы, ученые, летчики-космонавты и испытатели летной техники, принимавшие непосредственное участие в проектировании и запуске легендарного космического самолёта, историки космической техники, а также школьники, студенты, аспиранты инженерно-технических вузов.

На конференции прозвучали доклады, посвященные истории создания «Бурана», а также нынешним проектам, связанным с многоразовой космической техникой.

Открыл конференцию председатель Русского космического общества Алексей Гапонов, который напомнил собравшимся, что именно в Тушино, на Тушинском машиностроительном заводе и в НПО «Молния», рождался «Буран».

Владимир Бугров, ведущий конструктор РКК «Энергия», вспомнил, как еще у С.П. Королёва зародилась идея соединения самолёта и ракеты. Главный конструктор был уверен, что за такими многоразовыми комплексами большое будущее.

Генерал-полковник, доктор технических наук Леонид Шумилов рассказал о том, как под его непосредственным руководством на Байконуре разворачивалось мощное строительство, главной задачей которого было создание наземного комплекса для системы «Энергия-Буран». Проект, над которым работало почти два миллиона человек,  был осуществлен в кратчайшие сроки. Для этого было разработано около сотни новых материалов и технологий. Настоящим трудовым и научным подвигом назвал всё это Леонид Вениаминович.

Космонавт-испытатель Алексей Бородай вспомнил о том, как проходил подготовку по программе испытаний «Бурана» и выполнил шесть полетов на самолете-аналоге. Готовились столь тщательно, что научились сажать самолет буквально с закрытыми глазами, так что плохая погода не могла стать помехой для осуществления полета. И не стала: 15 ноября 1988 года «Буран», осуществил взлет и через двое суток – сверхмягкую посадку при порывах метра до 17 метров в секунду. Правда, произошло это в беспилотном, автоматическом режиме, что также продемонстрировало уникальные возможности наших инженеров-программистов и разработчиков ЭВМ, создававших систему управления кораблем.

О легендарном полете вспомнили также заслуженный летчик-испытатель Урал Султанов и герой России Валерий Токарев, который готовился к полётам на «Буране» и слетал на американском «Шаттле».

Андрей Афанасьев, в те годы работавший на НПО «Молния» инженером-программистом, рассказал о перспективах развития многоразовых транспортных систем, за которыми, по его убеждению, большое будущее. В частности, это российский проект РКК «Энергии» «Федерация», американские Boeing X37 и «Dream Chaser», который по своей форме напоминает предшественник «Бурана» – знаменитую советскую «Спираль», которую разработчики называли «лаптем».  

«Человечество продолжает стремиться к многоразовости – как в любой земной технике, так и в технике космической, – подвёл итог Андрей Афанасьев. – Поэтому, вне всякого сомнения, опыт «Бурана», для которого были созданы десятки новых материалов и технологий, будет востребован всегда – как в космосе, так и на Земле».

Многие предприятия, участвовавшие в создании системы "Энергия-Буран", продолжают использовать и развивать технологии, разработанные в то время. Так, например, ООО «АвтоМеханика», где сейчас работает А.Ю. Афанасьев, было создано сотрудниками отдела систем автоматизированного проектирования НПО "Молния". Предприятие занимается созданием программного комплекса для компьютерного моделирования сложных систем и механизмов "Эйлер", который применяется на многих предприятиях авиационной, космической, автомобильной направленности для анализа динамики поведения создаваемых механических систем до их изготовления. И это тоже можно считать наследием системы "Энергия-Буран".

Слово было также предоставлено молодым участникам конференции, которые рассказали, как в молодежных космических клубах Московского авиационного института создаются малые космические аппараты, уже сегодня проходящие летные испытания. Большой интерес к конференции проявили школьники, приехавшие в Москву из разных городов России на конкурс космических проектов, проводимых «Роскосмосом». Всё это, вне всяких сомнений, говорит о том, что освоение космоса остаётся нашим национальным приоритетом.  

Участники мероприятия имели возможность задать интересующие их вопросы, обменяться мнениями, вспомнить то, что дорого, пообщаться с молодежью. Также во время конференции работала выставка картин космической тематики, уникальных фотографий и архивных материалов, напоминающих о памятных датах, связанных с историей освоения космического пространства.