Сегодня, 18 января, исполняется 117 лет со дня рождения выдающегося физика-механика, академика, создателя систем управления и ориентации космических аппаратов, одного из основоположников советской космонавтики Бориса Викторовича Раушенбаха. Всё то, что было создано руками великого учёного, начали применять ещё на первых советских спутниках и используют до сих пор.

Он вырос в Санкт-Петербурге в семье инженера с немецкими корнями. С детства Борис Раушенбах отличался от своих сверстников способностями и высоким интересом к науке. Он экстерном окончил школу и для получения рабочего стажа сразу же отправился в Ленинградский авиационный завод №23. Тогда Борису Раушенбаху для поступления в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ) нужен был стаж не менее 5 лет. 

В 1932 году он поступил в институт и стал увлекаться планеризмом. Позже во время испытаний планеров Борис Раушенбах познакомился с великим учёным, конструктором ракетно-космических систем Сергеем Королёвым. Именно эта встреча послужила долгому и плодотворному сотрудничеству в создании ракетной и космической техники. 

Борис Викторович занимался строительством планеров и их испытаниями. На их основе публиковал свои научные статьи о продольной устойчивости бесхвостых самолетов в популярном тогда московском журнале «Самолет». 

Как-то Борис Раушенбах в своих трудах писал: «О том, что я, когда вырасту, буду работать в авиации, я знал лет с восьми. Это была не мода, а серьезное решение, принятое в какой-то мере благодаря моему приятелю Борису Иванову. Однажды он показал мне в журнале «Нива» снимок английских кораблей, сделанный с английского самолета. Снимали с небольшой высоты, поэтому крупные корабли были хорошо видны. «Смотри-ка, – сказал мне Борис, – сфотографировано с самолета, а смотреть не страшно». Меня это так поразило, что зацепилось на всю жизнь – только летать, только летать! Единственное, я все-таки сообразил, что просто летать неинтересно, а интересно строить самолеты. Так я пришел в авиацию. Совершенно случайно. Но это первая любовь, самая горячая и вечная».

В 1937 году Борис Викторович переехал в Москву и начал заниматься проблемами устойчивости полета крылатых ракет в Ракетном научно-исследовательском институте (РНИИ) Сергея Королёва. Через год эти разработки пришлось приостановить из-за ареста Сергея Павловича Королёва. Тогда Борис Раушенбах приступил к работе над теорией горения в воздушно-реактивных двигателях. В начале военных действий (1941 года) весь институт РНИИ был эвакуирован в Свердловск (сегодня Екатеринбург). Там Борис Викторович продолжил свою инженерскую деятельность на одном из оборонных заводов Свердловска. А в марте 1942 года его самого подвергли аресту как немца и отправили под Нижний Тагил. 

Несмотря на заключение под стражу, Борис Раушенбах старался как можно скорее доделать теоретическую работу и заняться расчетами полета самонаводящегося зенитного снаряда. Спустя время был освобожден и благодаря усилиям нового руководителя РНИИ Мстислава Келдыша возвращен в Москву в институт. Борис Раушенбах продолжил работу начальника отдела в НИИ-1 министерства авиационной промышленности, где учёный разрабатывал теорию вибрационного горения и акустических колебаний в прямоточных двигателях. 

С 1955 года, в течение четырех лет, Борис Викторович проводил пионерские работы по ориентации космических аппаратов и их движению в мире, лишенном тяжести, под руководством Сергея Павловича Королёва. 

В 1960 году Борис Раушенбах был удостоен Ленинской премии за уникальную работу по фотографированию обратной стороны Луны. За короткое время под его руководством были созданы системы ориентации и коррекции полета межпланетных автоматических станций «Марс», «Венера», «Зонд», спутников связи «Молния», а также автоматического и ручного управления космическими кораблями, пилотируемыми человеком. Борис Викторович Раушенбах напрямую принимал участие в подготовке первого полета человека в космос. 

Кроме практической научной деятельности входил в преподавательский состав МГУ и читал лекции на физико-техническом факультете (сейчас это МФТИ). А в 1959 году стал профессором и на протяжении 20 лет заведовал кафедрой механики в МФТИ. При жизни опубликовал около 60 научных трудов в области ракетостроения.

Борис Викторович Раушенбах был удостоен наградами Российской академии наук – золотой медали им. Б.Н. Петрова (в 1986 году за цикл работ по теории и системам автоматического управления и экспериментальным исследованиям по освоению космического пространства), премии им. К.Э. Циолковского (в 1999 году за монографию «Управление ориентацией космических аппаратов»).

Борис Раушенбах прожил долгую и насыщенную жизнь. Не стало учёного 27 марта 2001 года. 

 

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

Фото на странице: МГППУ 

Фото на главной странице: LiveJournal