Сегодня, 18 января, исполняется 118 лет со дня рождения выдающегося физика-механика, создателя систем управления и ориентации космических аппаратов, одного из основоположников советской космонавтики академика Бориса Викторовича Раушенбаха. Все то, что было создано руками великого ученого, начали применять еще на первых советских спутниках и используют до сих пор.

Он вырос в Санкт-Петербурге в семье инженера с немецкими корнями. С детства Борис Раушенбах отличался от своих сверстников способностями и высоким интересом к науке. Он экстерном окончил школу и для получения рабочего стажа сразу же отправился на Ленинградский авиационный завод № 23. Тогда Б.В. Раушенбаху для поступления в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ) нужен был стаж не менее пяти лет. 

В 1932 г. он поступил в институт и стал увлекаться планеризмом. Позже во время испытаний планеров Борис Раушенбах познакомился с великим ученым, конструктором ракетно-космических систем Сергеем Павловичем Королевым. Именно эта встреча послужила долгому и плодотворному сотрудничеству в создании ракетной и космической техники. 

Борис Викторович занимался строительством планеров и их испытаниями. На их основе публиковал свои научные статьи о продольной устойчивости бесхвостых самолетов в популярном тогда московском журнале «Самолет». 

В своих трудах Б.В. Раушенбах писал: «О том, что я, когда вырасту, буду работать в авиации, я знал лет с восьми. Это была не мода, а серьезное решение, принятое в какой-то мере благодаря моему приятелю Борису Иванову. Однажды он показал мне в журнале “Нива” снимок английских кораблей, сделанный с английского самолета. Снимали с небольшой высоты, поэтому крупные корабли были хорошо видны. “Смотри-ка, ― сказал мне Борис, ― сфотографировано с самолета, а смотреть не страшно”. Меня это так поразило, что зацепилось на всю жизнь ― только летать, только летать! Единственное, я все-таки сообразил, что просто летать неинтересно, а интересно строить самолеты. Так я пришел в авиацию. Совершенно случайно. Но это первая любовь, самая горячая и вечная».

В 1937 г. он переехал в Москву и начал заниматься проблемами устойчивости полета крылатых ракет в Ракетном научно-исследовательском институте (РНИИ). Через год эти разработки пришлось приостановить из-за ареста С.П. Королева. Тогда Б.В. Раушенбах приступил к работе над теорией горения в воздушно-реактивных двигателях. В начале войны институт РНИИ был эвакуирован в Свердловск (сегодня Екатеринбург). Там ученый продолжил свою инженерскую деятельность на одном из оборонных заводов. А в марте 1942 г. его самого подвергли аресту как немца и отправили под Нижний Тагил. 

Несмотря на заключение под стражу, Б.В. Раушенбах старался как можно скорее доделать теоретическую работу и заняться расчетами полета самонаводящегося зенитного снаряда. Спустя время был освобожден и благодаря усилиям нового руководителя РНИИ Мстислава Всеволодовича Келдыша возвращен в Москву, в институт. Б.В. Раушенбах продолжил работу начальника отдела в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, где он разрабатывал теорию вибрационного горения и акустических колебаний в прямоточных двигателях. 

С 1955 г. в течение четырех лет он под руководством С.П. Королева проводил пионерские работы по ориентации космических аппаратов и их движению в мире, лишенном тяжести. 

В 1960 г. Борис Раушенбах был удостоен Ленинской премии за уникальную работу по фотографированию обратной стороны Луны. За короткое время под его руководством были созданы системы ориентации и коррекции полета межпланетных автоматических станций «Марс», «Венера», «Зонд», спутников связи «Молния», а также автоматического и ручного управления космическими кораблями, пилотируемыми человеком. Б.В. Раушенбах напрямую принимал участие в подготовке первого полета человека в космос. 

Кроме практической научной деятельности он входил в преподавательский состав МГУ и читал лекции на физико-техническом факультете (сейчас это МФТИ). А в 1959 г. стал профессором и на протяжении 20 лет заведовал кафедрой механики в МФТИ. При жизни опубликовал около 60 научных трудов в области ракетостроения.

Борис Викторович Раушенбах был удостоен наград Российской академии наук ― золотой медали им. Б.Н. Петрова (в 1986 г. за цикл работ по теории и системам автоматического управления и экспериментальным исследованиям по освоению космического пространства), премии им. К.Э. Циолковского (в 1999 г. за монографию «Управление ориентацией космических аппаратов»).

Борис Раушенбах прожил долгую и насыщенную жизнь. Не стало ученого 27 марта 2001 г. 

 

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

Фото на превью и на главной странице: из личного архива Б.В. Раушенбаха / Московская немецкая газета