С 6 по 14 сентября в рамках культурной программы IV Международного культурного Форума пройдет театральный фестиваль «Золотая Маска» в Ульяновске». Одним из спектаклей фестиваля станет кукольный спектакль для взрослых «Кармен» Театра Кукол «Теремок» (Вологда). На наши вопросы о современном кукольном театре, «Золотой Маске», спектакле «Кармен» ответил главный режиссер Театра кукол им. С.В. Образцова, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», режиссер-постановщик спектакля «Кармен» Борис Константинов. (фото Бориса Константинова - фотограф Александр Иванишин)
Какие сейчас основные тенденции в развитии кукольного театра в России? Какие темы актуальны?
Борис: Театр кукол России сегодня, как мне кажется, начинает выбираться с периферии искусства. Он выходит за рамки театра инфантильного, развлекающего, смело проникает в иные жанры. Драматический, музыкальный театры, балет обращаются к символу и знаку – основным выразительным средствам театра кукол, с помощью которых постановщики тоньше и метафоричнее прочитывают материал.
Чего не хватает кукольному театру сегодня?
Борис: Мне кажется, ему не достает профессионализма и веры в его возможности.
Последнее время всё популярнее становятся кукольные спектакли для взрослых. Как Вы считаете, с чем это связано? Какие спектакли для Вас, как для режиссера, приоритетнее в кукольном театре: детские кукольные спектакли или взрослые?
Борис: Спектакли для взрослых в нашем театре всегда были первичны на протяжении всей истории его развития. Это в советское время приклеили ярлык – «театр для детей». Для меня приоритетнее спектакли «живые», качественные. Я не делю их на детские или взрослые.
Как начались Ваши отношения с театром кукол «Теремок»?
Борис: Первое знакомство подарил Пушкин: я ставил с ребятами «Сказку о попе и о работнике его Балде». Театр «Теремок» - это люди: друзья, единомышленники. Те, с кем интересно работать, созидать, ошибаться, искать новые формы или вспоминать забытое старое.
Почему Вы выбрали произведение Проспера Мериме «Кармен» в качестве литературного материала для постановки в этом театре?
Борис: Наверное, в то время тема любви была актуальна для меня. Любви – возвышающей и убивающей. Поэтика новеллы Мериме казалась мне созвучной языку нашего театра, театра кукол. И ребята-актеры, да и весь театр – все его структуры, казалось, готовы были проверить себя в профессии, в материале. И главное – команда, готовившая этот проект, собралась чудесная. С такой командой просто интересно работать: директор театра Елена Бухарина, балетмейстер Наталья Петрова-Рудая, художник Виктор Антонов, композитор Владимир Плисс.
Что Вас цепляет и вдохновляет в этой истории, полной испанских страстей?
Борис: Думаю, что энергия авторского материала. Испанские страсти и в Вологде – страсти, если они есть. Любовь – это когда сгораешь. А если тлеешь – то это уже имитация чувства. Именно про это я услышал в произведениях Бизе, Щедрина, увидел в фильме-балете Карлоса Сауры.
Премия «Золотая Маска» считается высшей театральной наградой в России. Ваша «Золотая Маска» за спектакль «Кармен» театра «Теремок» является для Вас не первой подобной наградой. Как Вы считаете, в чем Ваш «секрет успеха»?
Борис: Когда я работаю над материалом, я не думаю о наградах и премиях. Главное, чтобы зрители приняли спектакль, а актерам нравилось его играть.
Год назад в Ульяновск в рамках театрального фестиваля «Золотая Маска» ульяновские зрители увидели постановку Костромского театра кукол «Медведь». Вы знакомы с этим материалом? Чего ждать ульяновцам в этом году от «Кармен»?
Борис: Я был в жюри «Золотой маски», когда «Медведь» (совместная постановка Костромского театра кукол и КультПроекта) был отмечен как «Лучший спектакль» фестиваля. Владимир Бирюков, режиссер «Медведя» – профессионал, спектакли его театра «Кукольный дом» из Пензы я люблю.
А от нашего спектакля «Кармен» ничего ждать не нужно. Просто смотрите, как оживает неживое!