Бомбардировка Земли астероидами в катархее, первом эоне ее истории, не сделала нашу планету полностью непригодной для жизни. К такому выводу пришли геофизик Роберт Гримм (Robert Grimm) и планетолог Симоне Марчи (Simone Marchi) из Юго-западного научно-исследовательского института в Боулдере (Колорадо, США). Статью об их исследовании, опубликованную в журнале Earth and Planetary Science Letters, пересказывает сайт Science News.

Катархей начался 4,6 млрд лет назад, когда Земля только сформировалась, и закончился 4 млрд лет назад. Солнечная система тогда была еще очень молодой, поэтому поверхность молодой планеты подвергалась практически постоянной бомбардировке астероидами, которая не только изрывала поверхность Земли кратерами, но и нагревала ее. До недавних пор считалось, что зарождение и существование жизни, даже в виде примитивных микроорганизмов, в таких условиях было абсолютно невозможно.

Последние исследования, однако, заставляют в этом усомниться. Работа Гримма и Марчи как раз в их числе. Как показало проведенное ими компьютерное моделирование, тепло от столкновения планеты с астероидами рассеивалось достаточно быстро, чтобы до 75% приповерхностного километра земной коры могли быть населены микроорганизмами-мезофилами, существующими в диапазоне температур от 20° до 50° C.

Даже в самое тяжелое время катархея, около 3,9 млрд лет назад, когда в ходе «Последней тяжелой бомбардировки» астероиды сыпались на планету практически непрерывно, оставалось как минимум 20% приповерхностного километра коры, в котором могли продолжать существовать микробы.

Ранее исследование древнего кристалла циркона показало, что уже 4,4 млрд лет назад на поверхности Земли могла существовать жидкая вода. Вместе эти открытия говорят о том, что жизнь на нашей планете могла возникнуть гораздо раньше, чем еще недавно считалось.

«Долгое время абсолютно безосновательно утверждали, что биосфера не могла появиться раньше, чем 3,9 млрд лет назад, — прокомментировал геолог Стефан Мохзис (Stephen Mojzsis) из университета Колорадо в Боулдере. — Но когда Солнечная система сформировалась, жизнь на Земле могла появиться уже 4,4 млрд лет назад».