Новое исследование антропологов из Университета Кента (Великобритания) показало, что использование недоминантной руки, вероятно, сыграло важную роль в эволюции морфологии современной человеческой руки.

В эксперименте ученые воспроизвели процесс изготовления каменных орудий труда и оценивали манипуляции, которые должна была производить недоминантная (то есть для правшей левая) рука и частоту ее использования. Сразу же была заметна роль большого пальца на недоминантной руке. Противостоящий большой палец — одно из главных отличий строения тела человека от строения тела человекообразных обезьян. Он позволяет по-другому манипулировать с предметами, например, крепче их удерживать во время работы. Кроме того, подтвердилось, что эволюционное развитие противостоящего большого пальца у людей совпадает с началом производства каменных орудий труда — 2,6–1,4 млн лет назад.

Результаты данного исследования, опубликованные в журнале Journal of Human Evolution, особенно важны, потому что ранее при рассмотрении морфологии человеческой руки и ее роли в манипуляциях с предметами внимание уделялось исключительно доминантной руке. Сейчас же можно будет точнее создавать модели эволюционного развития человеческой руки и модели первых опытов труда у древних людей, учитывая роль большого пальца на недоминантной руке.

Более полное понимание функционирования человеческой руки может помочь в создании высокофункциональных протезов, таких, например, как киборг-рука, о которой уже писал портал Научная Россия