Зачем нам большой палец

Ученые показали, что противостоящий большой палец на левой руке улучшал результаты труда древних людей.

Новое исследование антропологов из Университета Кента (Великобритания) показало, что использование недоминантной руки, вероятно, сыграло важную роль в эволюции морфологии современной человеческой руки.

В эксперименте ученые воспроизвели процесс изготовления каменных орудий труда и оценивали манипуляции, которые должна была производить недоминантная (то есть для правшей левая) рука и частоту ее использования. Сразу же была заметна роль большого пальца на недоминантной руке. Противостоящий большой палец — одно из главных отличий строения тела человека от строения тела человекообразных обезьян. Он позволяет по-другому манипулировать с предметами, например, крепче их удерживать во время работы. Кроме того, подтвердилось, что эволюционное развитие противостоящего большого пальца у людей совпадает с началом производства каменных орудий труда — 2,6–1,4 млн лет назад.

Результаты данного исследования, опубликованные в журнале Journal of Human Evolution, особенно важны, потому что ранее при рассмотрении морфологии человеческой руки и ее роли в манипуляциях с предметами внимание уделялось исключительно доминантной руке. Сейчас же можно будет точнее создавать модели эволюционного развития человеческой руки и модели первых опытов труда у древних людей, учитывая роль большого пальца на недоминантной руке.

Более полное понимание функционирования человеческой руки может помочь в создании высокофункциональных протезов, таких, например, как киборг-рука, о которой уже писал портал Научная Россия