Это удивительное открытие может показать, как возникают несовместимые миры, - пишет sciencenews.org со ссылкой на arXiv.org.

Земля движется по пути вокруг Солнца, вращаясь почти в той же плоскости, что и экватор нашей звезды. Однако в 2008 году астрономы начали находить миры в других солнечных системах, которые плавают намного выше и ниже экваториальной плоскости их звезды.

Теперь удивительное открытие этих неправильных миров может в конечном итоге выявить их происхождение: большинство из них движутся по полярным орбитам. Если бы у Земли была такая орбита, мы бы каждый год проходили над северным полюсом Солнца, ныряли через его экваториальную плоскость, затем проходили под южным полюсом Солнца, прежде чем снова подняться вверх.

Астрономы Саймон Альбрехт и Маркус Маркуссен из Орхусского университета в Дании и их коллеги проанализировали 57 планет в других солнечных системах, для которых исследователи могли определить истинный наклон между орбитой планеты и экваториальной плоскостью ее звезды. Группа обнаружила, что две трети планет имеют нормальные орбиты, наклоненные не более чем на 40 градусов. Остальные 19 планет смещены.

Угол между орбитами и экватором звезды составляет около 90 градусов. Фактически все планеты, кроме одной, находятся на полярных орбитах с наклоном от 80 до 125 градусов.

«Это очень, очень странно, - говорит Амори Триод, астроном из Бирмингемского университета в Англии, который обнаружил несколько смещенных планет, но не участвовал в новом исследовании. - Это прекрасно реализованная идея, и результат очень интригующий. Это так ново и так странно».

Результат может пролить свет на самую большую загадку этих планет: как они возникли. Такие миры были шоком для астрономов, потому что планеты образуются внутри блинных дисков из газа и пыли, вращающихся в экваториальных плоскостях своих звезд. Таким образом, планеты тоже должны находиться около плоскости своего солнечного экватора. В нашей солнечной системе, например, орбита Земли наклонена только на 7 градусов от плоскости солнечного экватора, и даже Плутон, который многие астрономы больше не называют планетой, имеет наклон всего на 12 градусов от этой плоскости (и 17 градусов от плоскости Земли).

«На данный момент мы не уверены, каков основной механизм или механизмы создания смещенных планет», - признает Альбрехт. Как бы то ни было, он должен объяснить недавно обнаруженное множество перпендикулярных планет.

Возможный ключ к разгадке, по словам Альбрехта, заключается в единственном исключении из правила: одна смещенная планета в выборке, не находящаяся на полярной орбите. Эта планета также является самой массивной в выборке, имея массу от пяти до восьми юпитеров. Альбрехт говорит, что это может быть просто совпадение - или это может раскрыть что-то о том, как другие планеты оказались смещенными.

В будущем астрономы надеются понять, как эти своенравные миры приобрели свои странные орбиты.