Биология идет на смену химии

Резистентность к пестицидам вырабатывается быстрее, чем разрабатывают новые препараты защиты растений. Приближается точка невозврата в борьбе с сорняками, вредителями и болезнями.

В 2017 году в Белгородской области откроется филиал Всероссийского института защиты растений и полевой стационар НИЦ «Агробиотехнология» на площади 38 га, где на практике будут отрабатываться альтернативные химическим средства защиты растений — биологические.

Фото http://selgazeta.ru/

Химизация агропроизводства, выращивание монокультур, отсутствие фитосанитарного проектирования территорий приводит к устойчивости болезней и вредителей к средствам защиты растений и соответственно к серьезным экономическим потерям. По данным академика РАН, доктора наук, заместителя директора по научной работе Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений (ВИЗР) Виктора Долженко, сегодня в мире зарегистрировано свыше 500 видов вредителей сельхозкультур, более 180 видов фитопатогенов и более 150 видов сорных растений, в популяциях которых развилась резистентность хотя бы к одному применяемому в практике пестициду. А это огромные потери урожаев. В целом по России, недобор урожая из-за сорняков, болезней, фитофагов только по зерновым культурам составляет около 200 млрд рублей.

Наиболее распространенным вредителем многих плодовых культур является яблоневая плодожорка. Ученые наблюдают тревожный тренд: ее численность в южных регионах возрастает, а эффективность препаратов против нее снижается. Современный ассортимент инсектицидов против яблоневой плодожорки включает 75 препаратов из 4 химических групп, но более 25 лет среди них доминируют ФОС и пиретроиды (84%), что привело к устойчивости вредителя. Резистентность характерна и для калифорнийской щитовки, свекловичного долгоносика, грушевой медяницы, клещей фитофагов (в повышенной численности на 30% площадей), колорадского жука и многих других особо опасных вредителей.

По словам руководителя Научно-испытательного центра «Агробиотехнология» Дениса Морозова, за последние 5 лет в России число вредителей, у которых выявлена резистентность к инсектицидам или акарицидам возросло с 28 до 34. Усложняет ситуацию то, что резистентность растет быстрее, чем разрабатывают новые препараты. В популяциях многих вредителей вырабатывается резистентность к пестицидам новых химических классов.

Прогрессирует и резистентность фитопатогенов к пестицидам. Согласно данным Всероссийского научно-исследовательского института биологической защиты растений (ВНИИБЗР), в настоящее время выявлена устойчивость к фунгицидам у более 150 видов возбудителей болезней. Число фитопатогенов, резистентных к фунгицидам возросло с 9 до 12. Сложной характеризуют ситуацию с чувствительностью основных вредителей тепличных культур специалисты ВИЗР.

Хуже всего ситуация обстоит с гербицидами. Впервые факт резистентности сорных растений к гербицидамзафиксирован в1960 году. В настоящее время резистентность сорных растений проявляется ко всем известным классам гербицидов.

По мнению Дениса Морозова, сегодня стоит включать в систему защиты растений биологические пестициды. Если взять действующие вещества химических пестицидов, то их молекулы имеют низкую молекулярную массу с несколькими активными центрами. Живые же клетки биопестицидов воздействуют на вредоносный объект широким набором высокомолекулярных ферментов, антибиотиков, токсинов и других биологически активных веществ. Для примера, молекулярный вес имидаклоприд составляет 190 дальтон, а соли дитиокарбаминовой кислоты 212 дальтон, в то время как молекулярная масса микробной протеазы (продуцируется бактерией Bacillus subtilis) в разы больше, она составляет 27 277 дальтон. Широкий спектр разнообразных высокомолекулярных метаболитов клеток с множеством активных центров затрудняет выработку резистентности к биологическим средствам защиты растений.

Стоит отметить еще один плюс биологизации: в отличие от химических пестицидов отечественные биологические средства защиты растений практически не зависят от импорта.

биология визр вниибзр резистентность сорняки химия