Гелиосфера похожа на рогалик — нет хвоста и два отростка по сторонам

Изучая данные «Вояджера 1», путешествующего за пределами Солнечной системы, ученые случайно открыли новую форму гелиосферы. Оказалось, что магнитные поля влияют на нее гораздо сильнее, чем считалось раньше, поэтому она больше напоминает тюбик с пастой, ко

Ученые из Бостонского университета и университета штата Мичиган предложили новую модель гелиосферы, где большую роль играет магнитное поле. Они считают, что у гелиосферы образуется не один длинный хвост, а пара струй по бокам. Знание формы гелиосферы важно для будущих космических путешествий за пределы Солнечной системы. Результаты исследования опубликованы в Astrophysical Journal Letters, а их краткое изложение приводится в университетском пресс-релизе.

Гелиосфера — это плазма, испускаемая Солнцем и расходящаяся, под действием солнечного ветра, далеко за пределы Солнечной системы. Она словно кокон защищает Землю и планеты от жесткого космического излучения. Долгое время ученые представляли ее в форме кометы с длинным хвостом. Новое исследование, проведенное Меравом Офером (Merav Opher), доцентом астрономии и директором Центра космической физики в Бостонском университете, показало, что это не так. Ученые с соавторами предложил новую модель гелиосферы, где магнитные поля сжимают солнечный ветер (он состоит из заряженных частиц) вдоль северной и южной осей, как бы выдавливая из пузыря плазмы две струи. Эти струи оттягиваются, по мере того как гелиосфера движется в межзвездном пространстве. Собственно гелиосфера с двумя струями похожа на некоторые звезды и черные дыры с астрофизическими струями, которые давно наблюдают астрономы.

Профессор Офер считает, что струи гелиосферы очень беспокойные и служат хорошим ускорителем частиц, они могут играть роль в ускорении так называемых аномальных космических лучей, природа которых остается загадочной.

Ученые открыли новую форму гелиосферы случайно, когда изучали данные, полученные от «Вояджера 1». Этот аппарат запущен НАСА в 1977 году, и в 2012 году он стал первым рукотворным объектом, вышедшим за пределы Солнечной системы, о чем рассказывал портал Научная Россия. Сейчас он путешествует в межзвездной среде. При пересечении границы Солнечной системы «Вояджер 1» не зафиксировал ожидаемые изменения в направлении магнитного поля. Тогда ученые решили изучить «нос» гелиосферы вместо ее ожидаемого хвоста. Оказалось, что гелиосфера гораздо короче, чем думали раньше. Компьютерная симуляция показала, что у нее должно быть две струи.

Независимо данные о новой форме гелиосфере подтверждают два космических аппарата — IBEX и Cassini, измеряющих энергетические нейтральные атомы (ENAs), которые образуются от солнечного ветра и нейтральных атомов межзвездной среды. Наличие энергетических нейтральных атомов свидетельствует о границах гелиосферы. Однако интерпретация данных этих аппаратов иная, чем предлагает профессор Офер.

«вояджер 1» гелиосфера плазма солнечный ветер