Учёные ЦКП «Технологии и материалы» Белгородского государственного национального исследовательского университета предложили новый способ синтеза  термоэлектриков –  материалов, преобразующих тепло в электроэнергию.

Преобразование бросовой тепловой энергии в электричество с помощью термоэлектриков – перспективное направление альтернативной энергетики, которое позволит снизить потери энергии и повысить КПД систем в разных сферах.

«Сегодня лучшие термоэлектрики для наиболее распространенных на практике низкотемпературных условий – теллурид висмута и твердые растворы на его основе. Разработанный нами метод легирования этих соединений позволяет поднять на 5-10% их термоэлектрическую добротность, главную характеристику термоэлектриков», – рассказал научный сотрудник ЦКП «Технологии и материалы"»  БелГУ Максим Япрынцев.

Индий – эффективный легирующий элементом для теллурида висмута. Но, по словам учёных, старые методы подобной модификации увеличивали хрупкость и ухудшали другие механические свойства материалов.

М. Япрынцев пояснил: «Наш подход позволяет успешно легировать индием любые соединения на основе теллурида висмута без ухудшения их свойств, в результате чего существенно снижается электрическое сопротивление материалов. Операция проходит в режиме сольвотермально-микроволнового синтеза».

Ещё одно важное преимущество новой технологии – высокая скорость процессов на всех этапах изготовления. Учёные БелГУ уверены, что предложенный способ будет востребован при разработке термоэлектрических систем для энергетики, медицины, химической и биологической промышленности, а также при производстве сверхпроводниковой электроники и холодильной техники.

Источник фото: National Cancer Institute