Бактерия Salmonella Typhimurium приспособилась сохранять у зараженных ею мышей хороший аппетит, чтобы не терять свою «кормовую базу» и эффективно распространяться. Такое открытие сделали ученые из биологического Института Солка (США), под руководством ассистента-профессора Жанель Айерес (Janelle Ayres). Их статью, опубликованную в журнале Cell, пересказывает пресс-релиз издательства Cell Press.

Айерес с коллегами изучали физиологические влияния бактериальной инфекции Salmonella Typhimurium на организм лабораторных мышей. При этом они заражали грызунов сальмонеллой указанного вида, не помещая ее в кровоток, как это часто делается в лабораторных исследованиях, а скармливая им зараженную еду. Таким образом, мыши инфицировались естественным путем, так же, как это происходит в природе.

Ученые обнаружили, что при таком способе заражения ухудшения аппетита мыши (анорексии) не происходит, как обычно при бактериальных инфекциях. Вместо этого аппетит остается на том же уровне. По-видимому, бактерия в процессе эволюции выработала у себя такое приспособление, чтобы не уменьшать свою «кормовую базу».

«Что нужно патогену, так это ровный приток [в организм хозяина] питательных веществ, стабильная ниша, чтобы бактерия могла размножаться и надежно передаваться другим особям», — объяснила Айерес.

Каковы физиологические основы этого приспособления? Потеря аппетита, чувство недомогания и другие симптомы бактериальных инфекций обычно вызываются цитокинами — молекулами, обеспечивающими коммуникацию между клетками организма. Цитокины отправляют сигнал из кишечника в гипоталамус, отдел мозга, отвечающий за аппетит. Однако Salmonella Typhimurium «научилась» блокировать активацию этих веществ в кишечнике хозяина.

Это открытие в перспективе может помочь ученым лучше понять механизмы взаимодействия бактериальных инфекций с нашим организмом. Имеют они и вполне актуальное прикладное значение: Salmonella Typhimurium встречается в кишечнике и у людей.

Напомним, недавно неожиданно выяснилось, что вирусы способны обмениваться между собой химическими «сообщениями» — и тоже для того, чтобы не подрывать свою «кормовую базу» и согласовывать агрессивные действия.

Схема взаимодействия патогена с с системой обмена информацией между кишечником и мозгом. Патоген контролирует анорексию во время инфекции, чтобы помочь хозяину выжить, пока болезнь распространяется / Rao et al./Cell 2017

Схема взаимодействия патогена с системой обмена информацией между кишечником и мозгом. Патоген контролирует анорексию во время инфекции, чтобы помочь хозяину выжить, пока болезнь распространяется / Rao et al./Cell 2017