Бактериофаги транспортируются нашими клетками с поверхности слизистых оболочек в глубину организма — по-видимому, этот механизм способствует укреплению здоровья. Так пишут бактериологи из университета Монаша (Австралия) во главе с Джереми Барром (Jeremy Barr) в статье, опубликованной в журнале mBio. Статью вкратце пересказывает сайт журнала Science.

Бактериофаги (или просто фаги) — особый тип вирусов, питающихся бактериями. Впервые они были обнаружены сто лет назад, в фекалиях солдат Второй мировой. С тех пор на основе бактериофагов пробуют создавать антибактериальные препараты, с переменным успехом. Однако в последнее время накапливается все больше доказательств, что связь бактериофагов с многоклеточными эукариотическими организмами — например, с организмом человека — сильнее и глубже, чем казалось поначалу.

Предыдущие исследования Барра и его команды показали, что концентрация фагов на поверхности слизистых оболочек самых разных организмов, от коралловых полипов до людей, в четыре раза превышает их же содержание в других тканях. Оказалось, что белки из оболочек бактериофагов способствуют скреплению друг с другом молекул мукопротеинов, которые и создают собственно слизь. Такое сотрудничество взаимовыгодно: организм получает дополнительную «линию защиты» от вредоносных бактерий, а фаги — ловить их «на приманку».

Теперь же авторы статьи, экспериментируя с культурами человеческих тканей в лаборатории, показали, что клетки этих тканей способны переносить фагов с поверхности тех же слизистых оболочек вглубь организма. Судя по всему, транспортировка внутри клеток при этом происходит с помощью специальных пузырьков в цитоплазме — везикул. Процесс идет столь активно, что организм взрослого человека, по оценке Барра с коллегами, за день может вобрать в себя до 30 млрд фагов.

Зачем это нужно? Ранее другие ученые уже показали, что некоторые бактериофаги способны, например, тормозить рост раковых клеток, связываясь с белками их мембраны. В других случаях фаги подавляли иммунный ответ организма (в том числе выработку T-клеток), предотвращая отторжение трансплантированных тканей. Вполне возможно, что наш «внутренний фагеом», как назвал это Барр, имеет и другие положительные эффекты для здоровья, которые еще предстоит открыть. Например, есть версия, что он сообщает нашей иммунной системе о появлении новых потенциальных бактериальных патогенов.

Ученый призывает коллег продолжать исследования на этом «непаханом поле». Пока же наши знания о роли бактериофагов в нашем организме столь отрывочны, что массового их применения в медицине стоит ждать не один десяток лет, оговаривается Барр.

Тем временем, еще в 2014 году американским ученым впервые удалось в подробностях «увидеть», как бактериофаг охотится на бактериальную клетку