Бабочки вида Cercyonis pegala могут «слышать» крыльями

Эти чешуекрылые используют жилки на своих крыльях как биологические антенны, чтобы усилить звуки, которые иначе они бы не услышали. Такая стратегия имеет решающее значение для выживания, пишет журнал Science.

У многих бабочек (например, у совок, пяденец, огневок) есть крошечные «уши», которые расположены в ямочках на брюшке, у основания передних крыльев. Эти полости покрыты кожистыми мембранами, под которой находятся похожие на пузырьки участки трахей с подходящими к ним нервами. Мембраны начинают колебаться в ответ на звук – их вибрацию улавливают нервные окончания, и сигнал по ним передается в мозг. С помощью этого органа бабочки могут улавливать ультразвуковые колебания на частоте 10-100 кГц. Как оказалось, чешуекрылые могут усилить слух и с помощью других частей тела.

Чтобы сделать новое открытие, исследователи собрали 30 обычных древесных нимф (Cercyonis pegala). У этого вида необычно «вздутые» передние жилки на крыльях. Биологи воспроизводили низкочастотные звуки (низкочастотные для бабочек) – как высокая нота на фортепиано – и затем исследовали, как в ответ на них вибрируют ушные мембраны насекомых. Эксперимент проводили дважды: сначала жилки на крыльях не были повреждены, а затем их слегка надрезали.

Когда жилка была повреждена, «слух» древесных нимф был менее чувствительным, особенно на частотах от 750 до 5000 Гц, сообщают ученые в журнале Biology Letters. Повышение звука может помочь бабочкам улавливать более широкий диапазон частот в лесной среде и благодаря этому обнаружить потенциальных хищников.

[Фото: Science]