Астрономы измерили расстояние до одного из самых старых объектов во Вселенной - глобулярного кластера NGC 6397, возраст которого 13,4 миллиарда лет. Новые измерения позволяют дать независимую оценку возраста Вселенной, - сообщает портал sci-news.com.

До последнего времени у ученых не было надежного инструмента для измерения расстояний до древних групп звезд, находящихся за пределами нашей Галактики и называемых глобулярными кластерами. Делались попытки измерить это расстояние при помощи сравнения яркости и цвета звезд с теоретическими моделями и данными наблюдений за отдельными звездами. Однако эти измерения нельзя назвать точными – процент неопределенности колеблется от 10% до 20%.

Доктор Том Браун из Научного института космического телескопа вместе с командой исследователей использовали метод тригонометрического параллакса (метод измерения расстояния до звезды, использующий принцип триангуляции. При обращении земли вокруг Солнца положение ближайших звезд на небосводе слегка изменяется по отношению к более удаленным звездам. Эти изменения можно измерить по фотографиям, сделанным с промежутком в полгода, т.е. когда Земля находится в диаметрально противоположных точках орбиты. Угловое смещение дает непосредственное изменение параллакса звезды. Поскольку основание треугольника известно (по расстоянию от Земли до Солнца), расстояние до звезды можно вычислить методами тригонометрии).

Широкополосная камера Hubble 3 (WFC3) оценивала параллакс 40 звезд кластера NGC 6397, делая измерения каждые 6 месяцев в течение 2 лет. Затем ученые объединили полученные результаты. Благодаря методу ученые подсчитали, что расстояние составляет 7 800 световых лет от Земли с допустимой погрешностью 3%.

Точные расстояния до глобулярных кластеров позволяют строить модели для изучения молодых и старых звездных популяций. До недавнего времени ученым удавалось рассчитать расстояния только до более молодых кластеров, находящихся внутри Галактики, потому что они ближе к Земле. Однако за звездным диском Млечного пути расположены около 150 глобулярных кластеров. Эти сферические, плотно сжатые группы сотен и тысяч звезд – первые поселенцы нашей Галактики.