Ученые из США создали первые модели звездных «яслей», используя данные моделирования звездообразующих облаков и сложный процесс 3D-печати, в котором мелкомасштабные плотности и градиенты турбулентных облаков заключены в прозрачную смолу. Полученные в результате модели представляют собой отполированные сферы размером с бейсбольный мяч (восемь сантиметров в диаметре), в которых звездообразующий материал выглядит как кружащиеся сгустки и нити, сообщает пресс-служба Калифорнийского университета в Санта-Крус (США). Подробно модели описаны в журнале Astrophysical Journal Letters.

Девять симуляций, на которых основаны модели, были разработаны для исследования эффектов трех фундаментальных физических процессов, которые управляют эволюцией молекулярных облаков: турбулентности, гравитации и магнитных полей. Изменяя различные переменные, такие как сила магнитного поля или скорость движения газа, ученые показали на моделях, как различные физические среды влияют на морфологию субструктур, связанных с звездообразованием.

Звезды имеют тенденцию формироваться в сгустки и ядра, расположенные на пересечении нитей, где плотность газа и пыли становится достаточно высокой, чтобы сила тяжести взяла верх. «Мы думаем, что вращения этих новорожденных звезд будут зависеть от структур, в которых они образуются – звезды в одной нити накала будут "знать" о вращении друг друга», – отмечают авторы работы.

Результаты поразительны как с эстетической, так и с научной точки зрения. В напечатанных звездных «яслях» заключены сложные структуры, которые невероятно трудно увидеть с помощью обычных методов визуализации этих симуляций. Например, листовые или блиновидные структуры трудно различить на двухмерных срезах или выступах.

[Фото: SAURABH MHATRE]