Новые данные от космической обсерватории Gaia дополняют ранее составленный каталог звезд в нашей галактике Млечный Путь. Ученые получили информацию об изменении яркости и движения еще 300 000 звезд, расположенных на расстоянии 326 световых лет от Солнца. Исследователи используют эти данные, чтобы предсказать, как изменится звездный фон в следующие 1,6 миллиона лет. Ученые также измерили ускорение Солнечной системы, сообщает пресс-служба Королевского астрономического общества.

Запущенная в 2013 году, обсерватория Европейского космического агентства Gaia работает на орбите вокруг так называемой точки Лагранжа 2 (L2), расположенной на 1,5 миллиона километров позади Земли в направлении от Солнца. В L2 гравитационные силы между Землей и Солнцем уравновешены, поэтому космический аппарат остается в стабильном положении, что позволяет в течение длительного времени практически беспрепятственно наблюдать за небом.

Основная цель Gaia – измерить расстояния до звезд с помощью метода параллакса. В этом случае астрономы используют обсерваторию, чтобы непрерывно наблюдать за небом и измерять, как меняется положение звезд с течением времени в результате движения Земли вокруг Солнца. Знание этого крошечного сдвига в положениях звезд позволяет рассчитать расстояние до них.

Два предыдущих набора данных, полученных обсерваторией, включали в себя информацию об 1,6 миллиарда звезд. На этот раз общее количество звезд составляет чуть менее двух миллиардов – и их положение определено значительно точнее, чем в предыдущих каталогах. Gaia также отслеживает изменение яркости и положения звезд с течением времени и, разбивая их свет на спектр, измеряет, насколько быстро они движутся к Солнцу или от него, и оценивает их химический состав.

Также с помощью данных Gaia ученые смогли измерить ускорение Солнечной системы, которая движется относительно центра галактики. Это ускорение мягкое, и его можно ожидать от системы на круговой орбите. За год Солнце ускоряется к центру Галактики на семь миллиметров в секунду, тогда как скорость его движения по орбите составляет около 230 километров в секунду.

[Фото: ESA/GAIA/DPAC]