Астрономы обнаружили 10 новых спутников Юпитера

Американские ученые пополнили список лун Юпитера. Сейчас вокруг этой планеты вращается 79 лун. Один из недавно обнаруженных спутников движется в противоположном направлении от своих соседей, – пишет журнал Nature.

По размеру все спутники небольшие: диаметр достигает одного-трёх километров в поперечном сечении. Восемь лун путешествуют на отдаленных орбитах на расстоянии более 20 миллионов километров от Юпитера, и семь из них - и в обратном направлении от вращения планеты. Это позволяет отнести их к категории ретроградных лун. Восьмой спутник (на фото выделен желтым) выделяется среди своих соседей: он движется в противопложнуюю сторону, как водитель, который летит по встречной полосе. Он следует "правилам" Юпитера и движется в том же направлении, в каком вращается планета.

Вместе спутники помогают «заглянуть» в раннюю историю Солнечной системы. Существование стольких небольших спутников свидетельствует о том, что они возникли в результате столкновений небесных тел после того, как сформировался сам Юпитер – более четырех миллиардов лет назад.

«Они не образовались одновременно с планетой, но, вероятно, были притянуты Юпитером во время формирования планеты или сразу после того, как она сформировалась», – отмечает Скотт Шеппард (Scott Sheppard), астроном из Института Карнеги (США). Он и его коллеги объявили об открытии 17 июля.

Если бы все эти маленькие луны образовались одновременно с Юпитером, их, вероятно, поглотили бы газ и пыль, обволакивающие новорожденную планету. Их существование свидетельствует о том, что они являются остатками более поздних столкновений между космическими объектами, которые оставили обломки, окружающие Юпитер. Если астрономы смогут выработать историю этих столкновений, у них получится также определить размеры спутников, выведенных на орбиту юного Юпитера.

Луны Юпитера названы в честь богов, связанными с мифологическим Юпитером (Зевсом в греческой мифологии). Шеппард предложил называть восьмую "луну" Валетудо - так на в римской мифологии зовут богиню гигиены и здоровья Гигиею.

Команда Шеппарда обычно охотится за объектами в очень отдаленной Солнечной системе, которые выходят за пределы Плутона, и во время своей «охоты» иногда наталкивается на спутники планет. В прошлом году группа сообщила о двух новых лунах Юпитера. Тогда ученые искали предполагаемую невидимую массивную планету, широко известную как «Планета Девять». Юпитер находился в одной и той же части неба, поэтому попал в объектив телескопа. Впервые команда заметила большинство новых спутников Юпитера, используя 4-метровый Телескоп имени Виктора Бланко в Межамериканской обсерватории Серро-Тололо в Чили, и продолжила дальнейшие наблюдения в других телескопах.

луны ретроградное движение спутники юпитера юпитер