30 мая 2020 года корабль Crew Dragon с двумя астронавтами на борту отправился к Международной космической станции. В истории человечества это первый пилотируемый полет частного космического корабля. Старт прошел штатно. Первая ступень ракеты-носителя Falcon 9 после отделения вернулась на землю и совершила успешную посадку на специальную платформу в океане. Через 19 часов полета космический корабль успешно пристыковался к Международной космической станции, где астронавтов Дугласа Херли и Боба Бенкена встретили члены экипажа — Кристофер Кэссиди, Анатолий Иванишин и Иван Вагнер.
За 4 дня до исторического события, 26 мая, мы побеседовали с астрономом Владимиром Сурдиным. По его мнению, Илон Маск точно знает, чем занимается. Он собрал потрясающую команду единомышленников. Однако без мощной американской индустрии, без огромного опыта, накопленного в NASA, у Маска ничего бы не вышло. О развитии космонавтики, поиске экзопланет и многом другом — наша беседа с астрономом, популяризатором науки Владимиром Сурдиным.
Владимир Георгиевич Сурдин – астроном, популяризатор науки, кандидат физико-математических наук, доцент, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ.
— Насколько эффективна популяризация науки в России?
— Измерять эффективность чего-то — очень сложное дело. Поэтому я не берусь оценивать, насколько эффективно мы доносим научные знания до тех, кто их жаждет. На самом деле не каждый человек интересуется наукой и техникой. Многие придерживаются привычек, плывут по течению. Лишь у некоторых людей сохраняется детская любознательность, которая постоянно толкает их к освоению новых навыков, фактов и знаний. И это большая редкость. Как правило, ежедневная рутина поглощает человека и не дает ему развиваться.
Но бывают и неугомонные, которые постоянно ищут что-то новое и интересное. Как мне кажется, это и есть единственное отличительное свойство человека. По многим качествам животные превосходят человека. Одни быстро бегают, другие летают, третьи плавают, четвертые кусаются. И единственное качество, которое проявляется у человека в совершенно гипертрофированной форме, это любознательность.
Именно любознательность вывела нас на вершину пирамиды жизни на Земле. Любознательность у нас в крови. Она заложена в генах. Пусть и проявляется порой в примитивной форме. В метро, например, я часто замечаю, что многие люди решают кроссворды и другие несложные виды задач. То есть человек постоянно оттачивает свой интеллект, развивает любознательность, расширяет кругозор.
В целом, как мне кажется, популяризация науки не существует как отдельная область. Любой ученый в той или иной степени распространяет вокруг себя научные факты. Кто-то делает это не особенно активно — среди коллег, в семье. Кого-то наука подталкивает стать преподавателем в школе или университете. А другие пытаются найти новые формы распространения научных знаний. Некоторых писателей-фантастов действительно можно назвать популяризаторами — Жюля Верна, Беляева, Стругацких. По сути, они в занимательной или даже в детективной форме приобщают людей к науке.
Сейчас в этом направлении работаю и я, и мои коллеги. Мы стараемся сделать, пожалуй, самую доступную из наук —астрономию, еще доступнее. Ведь предмет наблюдений всегда у тебя над головой. Чтобы делать опыты по химии, нужны реактивы, чтобы заниматься физикой — нужны приборы. Астрономия практически ничего не требует. Достаточно ночью выйти на улицу и смотреть на небо. Вот она Вселенная — изучай, интересуйся, смотри кино, читай книги или даже пиши научные статьи.
Астрономии в этом плане повезло. Ведь ей занимаются, в том числе люди, которые не получали профильного образования, но при этом впитали много научной информации. Мы их называем любителями. Кстати, мой учитель Петр Григорьевич Куликовский тонко отделил любителей астрономии от астрономов-любителей. Любитель астрономии — тот, кто на диване смотрит передачи Discovery. Ему интересно, но для науки он ничего не делает. А астроном-любитель — это человек, который не получил профессионального университетского образования, но при этом занимается настоящей наукой. У таких астрономов-любителей, конечно, нет гигантского дорогого телескопа. Но они могут пользоваться небольшим телескопом или уже добытыми данными и найти что-то новое, что-то, что не заметили другие ученые.
По некоторым оценкам, примерно 100 тысяч человек во всем мире регулярно занимаются астрономией, не получая за это никакой зарплаты. Тогда как профессиональных астрономов, получающих зарплату, примерно 15 тысяч на весь земной шар. Так что астрономов-любителей больше, и они нам очень помогают.
Мы, в свою очередь, обязаны возвращать им в какой-то мере те знания, которые добыты в университетах, институтах, с помощью профессионального оборудования и т.д. Мы пишем книги, научно-популярные статьи, выступаем с лекциями. Всё это — формы той самой популяризации, которые позволяют рассказывать о науке доступным языком и привлекать больше людей.
Однако измерить ее эффективность действительно сложно. Были годы, когда эффект работы одного человека был заметен: вспомните Якова Перельмана и его потрясающие книги. А сегодня многие занимаются популяризацией, и стало сложнее выделять эффект каждого из нас.
Я скажу так: мы делаем всё, что можем. Насколько эффективно? Жизнь покажет.
— Растет популярность научно-популярных книг и фильмов о покорении космоса. При этом обычные люди задаются вопросом — почему мы не летим на Луну или на другие планеты Солнечной системы? Одна надежда на энтузиаста Илона Маска?
— Я бы, конечно, поспорил с вашим утверждением о росте популярности книг об астрономии. По-моему, ее показатель никогда не менялся. Например, в советское время единственным источником информации по астрономии были именно книги и научно-популярные журналы. Я хорошо помню, что их тиражи составляли 35-40 тысяч. Таким было реальное количество интересующихся астрономией людей.
Сегодня книги не так популярны. Они стали более дорогими, ведь тиражи уменьшились, а цены возросли. Но более доступной стала интернет-среда. Например, на YouTube лекции по астрономии и физике набирают 35-40 тысяч просмотров. Примерно то же количество людей. При этом особенно популярные лекции набирают иногда около миллиона просмотров.
Так что книги не стали популярнее. Скорее, сохранилось то же количество любознательных людей.
Почему мы не летим на Луну, и один ли Илон Маск — надежда человечества? Конечно, нет. Он, безусловно, яркая фигура. Ему удалось вовремя «оседлать» то направление, которое привлекает внимание и государства, и простых людей.
Илон Маск – бизнесмен и инженер, который знает, чем занимается. Он собрал потрясающую команду единомышленников. Мне очень нравится то, что делает Маск и его команда. Но, тем не менее, без мощной американской индустрии, без огромного опыта, накопленного в NASA, у Маска ничего бы не вышло.
Его заслуга в том, что он аккумулировал все существующие возможности для прорыва в космической отрасли. Это и есть частная инициатива в кристально чистом виде — объединить отдельно существующие части в единое целое, сделать из этого орудие и пробить скалу. Другие страны не могут похвастаться такими энтузиастами.
Хотя, казалось бы — космонавтика есть и в странах Европы, и в России, и в Китае, Индии и Японии. В тройке лидеров, конечно, США, Россия и Китай. Однако в нашей стране космонавтика развивается государственными усилиями, а значит, все участники постоянно сталкиваются с административной рутиной, длительными согласованиями, с риском потерять карьеру, деньги и т.д.
А США — это страна частного предпринимательства. В этом смысле, у них богатая история. В нашем случае, ситуация ухудшается еще и тем, что Россия столкнулась с резким переходом к другому типу экономики. И этот переход продолжается до сих пор. Мы пытаемся переползти с одного пути на другой, и этот процесс очень болезненный. Нам необходима смена поколений. Подрастающее поколение, надеюсь, будет более смелым и продуктивным.
И, конечно, мы серьезно отстали в космонавтике и почти во всех остальных науках. Кое-как мы держим позиции в теоретических направлениях, где достаточно головы, компьютера, авторучки и бумаги. А там, где требуются эксперименты, финансирование, большие коллективы, нам очень трудно. Помимо этого, никто не подозревал, что талантливые и умные люди хлынут за границу, когда произошла смена политического режима в нашей стране. Сегодня ситуация немного улучшилась, но и по сей день в России «мозги» не очень ценятся. Поэтому Россия обеднела «мозгами».
Это еще одна причина для того, чтобы заниматься просвещением нового поколения, воспитывая умных, наученных, деловых ребят. Это стимулирует тех, кто рассказывает сегодня о науке.
— Вернемся к Илону Маску и его планам по освоению Марса. Насколько они реализуемы?
— Маск пока не берется осваивать Марс. Он занимается конкретными проектами и рано или поздно выполняет свои обещания. Именно он создал лучшую в мире ракету. Это поистине фантастично, когда частное предприятие соревнуется с такими «монстрами», как «Роскосмос», «NASA», «ESA» (Европейское космическое агентство). Сегодня ракета «Falcon Heavy» — это самая мощная и технологичная ракета в мире. И пока конкурентов у нее нет.
По поводу освоения Марса он ничего не обещал. Он лишь сказал, что создаст космический транспорт с Земли до Марса и обратно, который позволит сделать космические полеты более дешевыми и доступными. Однако сегодня всё упирается в деньги. Космонавтика — это дико дорогое предприятие. Маск хочет наладить систему похожую на паромную переправу —создать ракету, которая могла бы доставлять людей на Марс и возвращаться обратно на Землю, заправляясь топливом и тут, и там. Я думаю, что лет через 10 ему удастся это сделать.
А вот о том, как осваивать Марс, думают уже другие специалисты — космические инженеры. Они уже изучают способы добычи воды и кислорода из марсианского грунта. Картошку, увы, вырастить не получится. Такое бывает только в кино.
— Вы были научным редактором русского издания книги «Марсианин», верно?
— Да.
— В книге всё выглядит достаточно правдоподобно.
— Наоборот, всё выглядит очень неправдоподобно. При этом фильм с Мэттом Деймоном снят прекрасно.
Тем не менее, все описанные события с научной точки зрения нереализуемы. Достаточно вспомнить, что главный герой провел на Марсе около 4 лет. Радиация на Марсе настолько велика, что больше года на поверхности Марса не побегаешь.
А полет с проткнутой перчаткой — это, конечно, фантазия юного инженера, который что-то понимает, но не отвечает за правдоподобность всех фактов. Так же, между прочим, поступал и Жюль Верн — некоторые вещи он описывал как возможные, но при этом за детали не ручался. Например, полет из пушки на Луну. Ну, кто поверит, что можно запустить людей в космос из пушки? Между тем сама идея интересная. И это стимулирует читателей.
Я не знаю, многие ли читали книгу, но фильм «Марсианин» точно видели. И он, конечно, привлекает интерес к космонавтике. Я всегда с удовольствием упоминаю этот фильм в своих лекциях, рассказывая о том, как же обстоят дела на самом деле.
— Недавно я смотрела видео с вашим участием в программе «Деконструкция», где вы обсуждали также фильм «Интерстеллар». Научное сообщество озабочено поиском экзопланет. Но мне не совсем понятен мотив. Даже если мы изучим большинство из них, долететь уж точно никак не сможем.
— Поиск экзопланет — это часть фундаментальной науки, а не прикладной. Дело в том, что до 1995 года мы знали лишь один вариант планетной системы — нашу Солнечную систему. Нам казалось, что мы знаем всё об устройстве подобных систем, и о том, как они формируются. Сейчас мы знаем о тысячах вариантах планетных систем. Оказалось, что процесс их формирования намного сложнее, чем мы думали. Некоторые детали уже изучены, а другие до сих пор ставят нас в тупик. Это и есть нормальная фундаментальная наука.
Когда научное астрономическое сообщество приступило к поиску планетных систем у других звезд, никто даже не думал о том — а как бы нам туда добраться? На протяжении последних лет обсуждаются проекты по отправке автоматических космических аппаратов к наиболее интересным планетам. Возможности отправить туда человека просто нет.
Но я уверен, что при жизни нынешнего поколения автоматические аппараты точно долетят до перспективных планет. Это позволит рассмотреть их вблизи, изучить состав атмосферы, а, возможно, разглядеть признаки жизни.
— Мне вспомнился еще один фильм, который во многом стал каноном — это «Космическая Одиссея 2001». Я была в восторге от того, насколько люди гармонично вписываются в этот космический ландшафт, насколько естественно они ведут себя на фоне интерьеров новейших космических кораблей. Сможет ли человечество, скажем, в 3001 году также гармонично смотреться в условиях космических пейзажей? Сможем ли мы к этому времени хотя бы освоить Луну и освоить Марс?
— Человек, как и любое живое существо, легко привыкает к новой обстановке. Около трех месяцев мы пробыли на карантине и научились многие вещи делать, не выходя из дома.
Заглядывать на тысячу лет вперед бессмысленно. Неизвестно, каким будет человек, и что будет его окружать. Однако практика показывает, что человек вполне может на протяжении нескольких месяцев, а иногда и до года жить под водой, работая на атомных подводных лодках.
Космонавты на МКС подолгу работают в стесненных условиях в окружении приборов и всяких других устройств.
Поэтому человек точно привыкнет ко всему. Был бы кислород, вода и что-нибудь покушать. Всё остальное — уже детали.
— Владимир Георгиевич, расскажите, над чем вы работаете сегодня?
— Я уже очень немолод — мне 67 лет. Постепенно преподавательская и писательская работа вытесняет научную. Были годы, когда я публиковал по 5-6 научных статей в год, потом меньше — 2-3, а сейчас уже по одной в год. Сегодня я больше помогаю студентам и аспирантам.
Мой опыт и опыт моих коллег показывает, что новые идеи рождаются в первой половине жизни. Примерно после 40-50 лет ученый начинает повторять то, что он сделал раньше. Похоже, что и я сейчас иду проторенной дорогой. Так или иначе, я обрабатываю идеи, пришедшие мне в голову в более молодые годы.
Сейчас я могу больше писать, выступать с лекциями, редактировать, заниматься переводом. Кстати, хороший перевод всегда интереснее, чем оригинал. Можно заметить ошибки автора или указать на новые данные, которые появились после публикации статьи. И в этом смысле работа переводчика — отчасти соавторство.
С редактированием ситуация обстоит намного сложнее. Раньше работа редактора в издательстве была обязательной и необходимой, поскольку тиражи были большими. На редактора возлагалась большая ответственность.
Сегодня многие издательства не могут себе позволить оплачивать работу редактора. Тиражи слишком малы, как и мал финансовый эффект от продажи книг. Если книга хорошая, то ее тут же скопируют пираты и выложат в сеть. Если книга плохая, то ее просто не будут покупать. Поэтому издательствам невыгодно содержать редактора.
Когда ко мне обращаются по этому вопросу, я всегда стараюсь откликаться. Я занимаюсь научным редактированием детских книг, и книг для старшего возраста. Как мне кажется, это важно.
Во второй половине жизни это оправданная деятельность. Ты накопил уже много знаний, а уносить их с собой было бы обидно. Нужно оставить что-то следующему поколению.
Так что наука занимает около 25% моего времени. А остальные 75% я посвящаю просветительской, редакторской и писательской работе.
— Что бы вы пожелали молодому поколению, тем ребятам, которые решат связать свой путь с астрономией или астрофизикой?
— На астрономии свет клином не сошелся. Любая наука — это счастье в жизни. Если тебя тянет к ней, то плюнь на всё остальное и занимайся только тем, что доставляет тебе удовольствие. Второй попытки в жизни не будет.
Я, например, невероятно счастлив, что всю жизнь занимаюсь тем, что доставляет мне удовольствие.
Это, пожалуй, единственное, от чего нельзя отказываться. Можно отказаться от зарплаты, от карьеры, от чего угодно. Но только не от удовольствия, которое приносят любимая работа. Это перекрывает все остальные плюсы и минусы жизни.
Желаю всем успеха!
Владимир Георгиевич рекомендует прочитать книги по теме беседы:
Сурдин В.Г. Вселенная в вопросах и ответах, М.: АНФ, 2017.
Иэн Стюарт. Математика космоса: Как современная наука расшифровывает Вселенную. М.: Альпина нон-фикшн, 2018.
Попов С. Вселенная. Краткий путеводитель по пространству и времени: от Солнечной системы до самых далеких галактик и от Большого взрыва до будущего Вселенной. М.: Альпина нон-фикшн, 2018.
Сурдин В.Г. Вселенная от А до Я. М.: Эксмо, 2012.
Сурдин В.Г. Разведка далеких планет, М.: Физматлит, 2017.
Сурдин В.Г. Вселенная озадачивает: астрономия и космонавтика в вопросах и задачах. Ростов-на-Дону: Феникс-Т, 2020.
Фото на странице: предоставлено В. Г. Сурдиным