0 комментариев 707

Астрофизики объяснили появление быстрых радиовсплесков

Природа радиовсплесков, коротких излучений длиной в одну миллисекунду, до сих пор имеет множество загадок происхождения. Учёные предположили, что является их источником

Российские ученые из Института ядерных исследований РАН, Новосибирского государственного университета, Московского физико-технического института и Института теоретической и фундаментальной физики МГУ проанализировали спектры быстрых радиовсплесков (БРВ). Они пришли к парадоксальным выводам: хотя в существование пришельцев они не верят, но возможно, на пути сигналов встречается компактный объект, приводящий к явлению, называемому дифракцией. В таком случае лучи БРВ могут разделяться, огибая объект, и в результате приходить на Землю в виде двух сигналов, немного запаздывающих друг от друга по времени.  Интересно, что это явление может возникнуть из-за сверхмаленькой черной дыры массой в 10-4 от массы Солнца. Такие черные дыры ученые ищут уже давно и никак не могут найти. Авторы опубликовали результаты своих работ в статье на сайте Arxiv.org.

С 2007 года астрономы регистрируют мощные радиовсплески, короткие излучения длиной одну миллисекунду. На настоящий момент зарегистрировано несколько десятков коротких радиовсплесков, однако существуют оценки, которые показывают, что в наблюдаемой части Вселенной могут происходить тысячи таких событий в сутки. Сигналы приходят из разных частей Вселенной. Как правило, радиовсплески не повторяются. До сих пор ведь неизвестно, что и где взрывается во Вселенной. При этом известно два повторяющихся радиовсплеска, которые приходят много-много раз из одной точки. Известно, что это происходит с расстояний гигапарсек, то есть, из далеких-далеких Галактик.

Ученые из Института ядерных исследований РАН обнаружили интересную периодическую зависимость интенсивности радиовсплеска от частоты. С самого начала в спектрах радиовсплесков было видно много пиков, но было непонятно, хаотические они или регулярные. В своей статье ученые доказывают, что есть регулярные пики, которые разделены расстоянием 95 Мегагерц и идут «сеточкой». Почему это может быть важно? Регулярные пики однозначно указывают на дифракцию радиоволн, которые могут разделиться, огибая какой-то объект, и прийти на Землю с некоторой разницей во времени. Непонятно, что расщепило радиоволну БРВ – это могло быть, например, плазменное облако, «линза» из плазмы, которая его разделила. Или уже упомянутая черная дыра.

В своей статье ученые подсчитали автокорреляционную функцию и построили модель, показывающую, как радиоизлучение шло через все препятствия к Земле. Потом путем сравнения спектров они продемонстрировали, что периодические дифракционные пики присутствуют в сигналах БРВ. В качестве альтернативы черной дыре ученые рассмотрели также модель плазменной линзы, которая также делит сигналы радиовсплесков на интерферирующие лучи. В будущем ученые надеются научиться декодировать сигналы радиовсплесков, узнавая  что-то о природе материи, через которую они проходят на своем долгом пути через Вселенную.

брв быстрые радиовсплески далёкие галактики дифракция чёрные дыры